4615
×
Так как же обучать Зеленых поясов: «Что могло пойти не так?» Проблемы с учениками
Сообщество Lean+6Sigma в России
Так как же обучать Зеленых поясов: «Что могло пойти не так?» Проблемы с учениками
Антон Анферов, Руководитель направления Шесть Сигм, Топ-Менеджмент Консалт
19 мая 2017 в 13:00
лучшая статья мая 2017
Фото: flickr.com
лучшая статья мая 2017
Фото: flickr.com

В рамках этого блока я рассмотрю типовые, на мой взгляд, трудности, которые могут возникнуть на том или ином этапе обучения.
При этом я вижу свою задачу не просто рассказать «а как оно бывает», а дать свои рекомендации, как ту или иную проблему предотвратить или преодолеть.

Это опять будет цикл статей. Напомню, что предполагается обсудить:
  • Проблемы с тренером
  • Проблемы с учениками
  • Проблемы с руководителями
  • Проблемы с персоналом
Разумеется, это не полный перечень того, с  чем могут быть трудности. Но эти «подводные рифы», на мой взгляд, самые большие и коварные. По-прежнему буду рад мыслям или обсуждениям в комментариях к статьям.

Проблемы с учениками.

Существует очень много разных типов потенциальных проблем с учениками. С ними в любом обучении вообще много подводных камней. Но все они приводят к одним и тем же неприятным результатам: ученик пропускает занятия, не усваивает материал, не сдает проект  и не проходит сертификацию.

Если попытаться хоть как-то классифицировать причины провалов, то получится примерно следующая картина:
  • Проблемы с мотивацией
  • Организационные проблемы
  • Психологическое истощение
  • Принципиальные проблемы
Вот о них и поговорим.

Проблемы с мотивацией

В данном разделе есть два больших направления.

Первое: человек изначально не замотивирован на получение Зеленого пояса и участие в работе по улучшению предприятия. То есть попросту «не хочет» учиться. Причин может быть масса.
Важно понять, почему возникло такое состояние, и устранить причину.
Очень часто ученики идут на обучение с определенной долей скепсиса. Они не верят в методики или видели неудачные результаты обучения и т.д.

Наконец, их могли просто отправить на обучение против их воли, что, согласитесь, не прибавляет энтузиазма.
Но все это можно изменить, и, главным образом, это задача тренера. При использовании индивидуального подхода при составлении занятий так, чтобы вовлечь большую часть учеников, задача преодоления стартового скепсиса вполне достижима.
В нашей практике обычно уже после первых двух занятий более 90% учеников вовлекаются в процесс и понимают, зачем это нужно именно им.

Второе направление: демотивация случилась в процессе обучения.
В течение курса что-то случилось, что резко отодвинуло ценность обучения на второй или дальше план. Сам попробовал применить инструменты, не получилось, опустил руки. Или кто-то рассказал небылицы о неэффективности методов, друзья и коллеги скептически отнеслись к инициативам. И все, наименее стойкие начнут задаваться вредными вопросами: «а зачем мне это надо?», «а правильно ли это все?» и так далее.

В принципе, вопросы правильные. Но их моральная подоплека некорректна, так как направлена на поиск скрытых изъянов. А кто ищет, тот всегда находит: можно разыскать как спорные, так и откровенно провальные варианты применения инструментов, даже далеко в интернет не надо залезать.

И вот сидит наш ученик и считает, что изучает бесполезную «штуку», а тренер видит, что посещаемость и активность резко падают.

Что делать? Тренеру важно вовремя отловить этот момент и не дать скатиться глубже в это «самокопание». Если ученики засомневались, полезно дать им простенький и полезный пример применения инструментов так, чтобы это оказалось полезным им или их коллегам, знакомым и т.п.

Наглядный живой пример, в котором они поучаствовали, да еще с положительным результатом, слегка развеет опасения. А если в процессе комментировать возможные неудачи и как их избежать, то это даст понимание увиденным ранее негативным примерам. При грамотной работе тренера все найденные учениками минусы легко превращаются в реальные плюсы и стимулируют к более глубокой проработке материала.

Организационные проблемы

Их суть очень проста, а последствия крайне негативны. Ученик, по каким-то причинам не в состоянии правильно организовать свое время, чтобы успевать и учиться, и делать проект, и работать. В результате он везде не успевает, всюду не хватает времени, эффективность обучения падает катастрофически. Кроме того, это вызывает психологическое истощение, о котором мы поговорим далее.

Самое неприятное в этой ситуации – то, что эту проблему часто путают с предыдущей и пытаются воздействовать на мотивационную составляющую. А тут дело вовсе не в ней: быть может, ученик попросту не знает, как организовывать свое время правильно, или его начальник очень сильно нагружает его, не оставляя шансов на грамотное планирование. А мы сверху еще начнем стимулировать ученика, увеличивая уровень стресса.

Чтобы избежать таких ситуаций, хорошо бы заранее включить в обучающий курс элементы управления временем. Это в любом случае будет полезно, а также поможет снизить риск необоснованного перегруза. Кроме того общайтесь с учениками, чтобы выявить истинную причину проблемы. Это требует определенных усилий тренера, но они окупятся.
Психологическое истощение

Возникает, когда на протяжении долгого времени ученик остается «один на один» со своими проблемами в обучении без поддержки со стороны тренера, руководителей, семьи и т.д. Особенно быстро возникает, если при этом идет сильное давление со стороны указанных лиц, да еще и в разные стороны.

Суть в том, что ученик заведомо находится между разными сторонами как перетягиваемое одеяло.  Всем от него что-то нужно, и у всех есть рычаги влияния на него. Даже кратковременное нахождение в таких условиях – это сильный стресс. А постоянное пребывание рано или поздно (зависит от психологической устойчивости) переполняет некий допустимый предел, после чего человек впадет в одно из состояний истощения, которые мы разбирали на примере тренера.

В идеальном мире все заинтересованные стороны поддерживают ученика и друг друга в стремлении сделать компанию лучше. Но это, конечно, хорошо, только встречается редко.

Важно помнить, что любые разногласия между заинтересованными сторонами обязательно скажутся на ученике.
Чтобы ваш подающий надежды ученик вдруг не начал открыто посылать всех «в сад» или не превратился в апатичного «овоща», как и в случае с тренером, отслеживайте его состояние. Тут очень неплохо приставить к каждому ученику более опытного наставника, задача которого как раз и будет помогать ему с такими проблемами. Но в ряде случаев это сделать сложно, так как дополнительные люди, дополнительные действия по мотивации и так далее.

Хорошим вариантом будет научить учеников делать персональную хейдзунку и на первых порах следить, чтобы они ее заполняли. В этом случае все перегрузы станут видны и заинтересованные стороны могут начать решать свои разногласия напрямую, а не через ученика. Это здорово ему поможет как планировать время, так и психологически продержаться на время обучения.

И наконец блок, из-за которого проваливаются, пожалуй, самое большое количество учеников:

Принципиальные проблемы

Далеко не каждый может стать Зеленым поясом. Кто-то не любит общаться с людьми, предпочитая все решать самостоятельно. Кто-то предпочитает процесс результату. Кто-то склонен все вокруг критиковать без предложения альтернатив. Кто-то в провалах винит все, что угодно, кроме себя.

Список продолжать можно еще долго.
Мораль простая: на обучение должны выходить только подходящие для этого кандидаты. В противном случае они просто не смогут быть эффективными зелеными поясами просто потому, что такие они есть. И, что самое печальное, поправить ситуацию почти не представляется возможным. Можно сколько угодно их стимулировать и «направлять», но, чтобы сделать из неподходящего «материала» хороший Зеленый пояс придется постоянно прикладывать просто титанические усилия. В общем, как говорится, овчинка выделки не стоит.

В статье про выбор учеников мы уже про это говорили, и тем не менее частенько в группу обучения подбираются люди, которые совершенно не подходят для продвижения Бережливого производства и Шесть Сигм.

Возникает закономерный вопрос, а куда смотрели те, кто выбирали и выдвигали этого специалиста. Был ли их выбор случаен или брали из тех, кто менее загружен и т.д. А может это уже и есть самые лучшие из лучших? В таком случае скорее всего вся затея с обучением сильно преждевременная.

Объективности ради, следует признать, что совсем не подходящих кандидатов не такое уж подавляющее большинство. Гораздо чаще встречаются люди, у которых провал по одному-двум необходимым качествам. Они попадают в группу риска, но их еще можно вытянуть на нормальный уровень с помощью постоянного отслеживания этих рисков.

Но тут уже возникают серьезные требования к квалификации тренера и, что более важно, к квалификации непосредственного руководителя, поскольку именно им придется постоянно за этим следить.

Как ни прискорбно, но принципиального решения проблемы в данном случае нет. Самый правильный выход в данной ситуации - отсеять кандидата и взять другого, подходящего.

 Гораздо важнее здесь проследить, чтобы в следующий раз были отобраны более подходящие кандидаты. Тренеру придется выдержать нелегкий бой, чтобы доказать, почему надо отбирать кандидатов по определенным критериям.

Внешним консультантам в этом отношении несколько проще: во-первых, у них уже, как правило, есть наработанные методики выбора, а во-вторых, больше влияния на заказчика процесса.  

Это, пожалуй, наиболее недружелюбные к любой компании проблемы с учениками, которые могут проявиться в процессе корпоративного обучения на Зеленый пояс. Как обычно, я немного сгущаю краски, чтобы показать наиболее неблагоприятные последствия от их проявления.

Если в процессе чтения у вас возникли вопросы или дополнения, не забудьте задать их в комментариях. 

Предыдущие статьи можно посмотреть здесь:

Так как же обучать Зеленых поясов

Так как же обучать Зеленых поясов. Часть 2

Так как же обучать Зеленых поясов: Время и место

Так как же обучать Зеленых поясов: Целеполагание

Так как же обучать Зеленых поясов: Структура обучения

Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. Выбор тренера - часть первая.

Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. Выбор тренера - часть вторая.

Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. Набираем учеников

Так как же обучать Зеленых поясов: Проверочные работы

Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. После обучения. Часть 1

Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. После обучения. Часть 2

Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. После обучения. Часть 3

Так как же обучать Зеленых поясов: «Что могло пойти не так?» Проблемы с тренером. Часть 1

Так как же обучать Зеленых поясов: «Что могло пойти не так?» Проблемы с тренером. Часть 2

Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться