При этом я вижу свою задачу не просто рассказать «а как оно бывает», а дать свои рекомендации, как ту или иную проблему предотвратить или преодолеть.
Это опять будет цикл статей. Напомню, что предполагается обсудить:
a. Проблемы с тренером
b. Проблемы с учениками
c. Проблемы с руководителями
d. Проблемы с персоналом
Разумеется, это не полный перечень того, с чем могут быть трудности. Но эти «подводные рифы», на мой взгляд, самые большие и коварные.
По-прежнему буду рад мыслям или обсуждениям в комментариях к статьям.
Мы уже рассматривали в разделе, посвященном тренеру, что у него есть масса причин и возможностей создавать трудности. В связи с этим можно выделить одну из главных заповедей при работе с внутренним тренером: контролируйте его моральное состояние.
Что же может пойти не так с тренером?
Я рассмотрю две категории: Проблемы на старте (если уж кого взяли, того взяли) и Проблемы в процессе обучения.
Начнем со стартовых проблем. Стартовые они потому, что проявятся очень быстро.
1. «Не тот» возраст.
Возраст тренера может варьироваться в широких пределах, учитывая тот факт, что стать им может как молодой специалист после соответствующего обучения в два-три года, так и «перепрограммированный» опытный специалист вплоть до предпенсионного возраста.
Когда возрастной разрыв между тренером и группой находится в пределах плюс минус 5 лет, проблем быть не должно. Но могут возникнуть и серьезные разбросы, например, тренер в годах, а группа – молодые специалисты или молодой тренер и зрелые специалисты. В этих случаях возможны недопонимания и даже конфликты на этой почве.
В первом случае со зрелым тренером все чуть проще, так как особенность российского воспитания по-прежнему предполагает, что старших нужно уважать. Поэтому серьезных проблем тут не ожидается. Единственный серьезный момент, который может негативно сказаться на всем обучении – это неумение или нежелание (в силу возраста) тренера использовать компьютерные программы и инструменты. Пожалуй, только в этом случае имеет смысл вмешиваться в учебный процесс.
Впрочем, это легко лечится путем добавления к опытному тренеру помощника-новичка помоложе, который и возьмет на себя компьютерную составляющую курса. Важно при этом ввести нового тренера аккуратно, не ущемляя самолюбие имеющегося тренера.
Во втором случае с молодым тренером все может стать куда печальнее. Тренера могут просто перестать воспринимать всерьез: «да я 20 лет в этой отрасли, чему он там меня может научить?» или «да он в нашем производстве не разбирается», «мал еще меня учить» и так далее. В результате группа перенесет свое легкомысленное отношение к тренеру на предмет, что неминуемо скажется на качестве знаний.
У меня несколько лет назад произошел забавный случай, когда первый вопрос ко мне при встрече с представителем заказчика прозвучал так: «Тебе сколько лет, ребенок?». Время быстро поставило все на свои места, но с таким отношением начинающий молодой тренер может и не справиться.
Выявить это просто. Достаточно пообщаться с тренером и учениками, посмотреть на график посещаемости.
Таблетка, в принципе, довольно простая: достаточно пару раз появиться на обучении уважаемому руководителю, который объяснит всем, какой полезный специалист этот тренер, и что ему этот уважаемый руководитель верит. По-умному эта процедура зовется «передача авторитета». Этого должно хватить для стартового запаса доверия. А дальше уже тренер сам.
2. Недостатки квалификации
Они могут быть самыми разными. Как правило, со всеми такими недостатками можно справляться.
a. Невнятная речь
Со знаниями все в порядке, но донести до учеников материал очень затруднительно. Либо это очень тихий голос, либо невнятное произношение, либо что-то в этом духе. Но в итоге ученикам сложнее воспринимать материал, они быстрее устают, качество обучения падает, а уровень раздражения растет.
Выявить такую проблему просто, достаточно пообщаться с тренером больше 2х минут. Решаются такие проблемы устранением недостатка у тренера через курсы дикции, микрофона и т.д. в зависимости от причины невнятности речи.
b. Перекос в знаниях
Суть проблемы в том, что тренер сам не сильно разбирается в части инструментов или даже методик. Соответственно, он не может качественно обучить других.
Быстро выявить такую ситуацию сложно, если вы сами не специалист. Как вариант, можно взять какой-нибудь список вопросов для сертификации из внешних источников и посмотреть, есть ли перекос в знаниях учеников. Если у большого числа есть провалы в теме, то либо это действительно сложная тема, либо есть провал в знаниях тренера. Дальше только общаться с ним.
Добросовестные тренеры, как правило, сами знают свои слабости и по мере сил устраняют их. Недобросовестных придется побуждать к повышению квалификации принудительно.
c. Неверные знания.
Часто бывает в компаниях, где внедрение производственных систем только начинается. Отправили тренера на обучение, он там чему-то научился, что-то понял неправильно и принялся распространять свои ошибки дальше. И проверить в компании его некому.
Такой тип очень опасен, так как неверные знания не приносят пользы. В результате ухудшается имидж методик, в них никто не верит. Внедрение останавливается.
В идеале, таких тренеров вообще нельзя допускать до работы. Но это не всегда возможно.
Но и тут есть выход. Достаточно при стартовой подготовке тренеров обучить не одного, а два-три тренера. Тогда их коллективное осознание материала скорее всего не даст появиться серьезным заблуждениям. В худшем случае получится Перекос в знаниях.
d. Поверхностное или очень детальное повествование
Некоторые тренеры склонны не углубляться в суть, пробегая материал по верхам. В результате у учеников остается только поверхностное понимание материала, так как сами в материалы они не лезут обычно. У меня в институте был преподаватель, который давал по теме пару ключевых фраз, а потом показывал на свою книгу и говорил «В книжечке все есть». Мы его так и называли.
А бывает и наоборот, тренер настолько детально углубляется в повествование, перескакивая в процессе с темы на тему, что ученики в какой-то момент времени просто теряют нить повествования и отключаются. Мы у себя зовем такой вариант «завести за корягу».
Оба варианта создают сложности ученикам, вызывают их недовольство…но, в принципе, никаких других проблем не приносят.
Выявляется это относительно просто, можно листами оценки обучения, можно личным присутствием на занятии. Лечится сложнее, но, учитывая небольшую тяжесть проблемы, можно просто периодически напоминать тренеру о проблеме.
e. Дисциплинарные проблемы
Опять же, две крайности: Тиран или Анархист. У первого ученик не сможет и пикнуть без разрешения, второй будет закрывать глаза даже на самые жесткие нарушения дисциплины.
Оба варианта, тем не менее, приводят к тому, что ученик думает уже частично или полностью не о предмете, а о дисциплине или посторонних вещах.
Качество обучения падает, причем примерно одинаково.
Выявить тирана проще, чем анархиста, на него обычно больше жалуются. Для выявления помогут наблюдения.
А вот лечатся такие состояния тяжело. В некоторых неизлечимых случаях, когда проговор проблемы не помогает, от тренера, на мой взгляд, лучше избавиться, как представится возможность.
f. Проблемы с подготовкой курсов
Такой тренер испытывает большие трудности с организацией курса. Он может быть рассеянным, несобранным, может испытывать трудности со структурированием информации.
Вердикт один: он не может сам составить нормальный курс, даже при условии отличных знаний.
Выход довольно прост – дать ему ассистента именно под эту работу. Хотя это и дополнительные ресурсы.
Есть еще много разных стартовых проблем, которые могут возникнуть с тренером, но, думаю, что наиболее важные я проговорил. Если у вас есть еще, что сюда добавить, пишите в комментариях. Обсудим.
Предыдущие статьи можно посмотреть здесь:
Так как же обучать Зеленых поясов
Так как же обучать Зеленых поясов. Часть 2
Так как же обучать Зеленых поясов: Время и место
Так как же обучать Зеленых поясов: Целеполагание
Так как же обучать Зеленых поясов: Структура обучения
Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. Выбор тренера - часть первая.
Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. Выбор тренера - часть вторая.
Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. Набираем учеников
Так как же обучать Зеленых поясов: Проверочные работы
Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. После обучения. Часть 1
Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. После обучения. Часть 2
Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. После обучения. Часть 3