4575
×
Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. Выбор тренера - часть первая.
Сообщество Lean+6Sigma в России
Так как же обучать Зеленых поясов: Организация обучения. Выбор тренера - часть первая.
Антон Анферов, Руководитель направления Шесть Сигм, Топ-Менеджмент Консалт
13 октября 2016 в 12:40
Фото: flickr.com
Фото: flickr.com

Говоря о выборе тренера, стоит обсудить список требований, которые к нему обычно предъявляют.

В различных компаниях предъявляют разные требования, но все равно можно вывести ряд закономерностей. Вот мой список типовых требований, предъявляемых к тренеру на зеленый пояс в большинстве случаев:

  1. Компетентность в выбранной области

  2. Знание специфики производства конкретной компании

  3. Ответственность

  4. Проактивность

  5.  Хорошие навыки коммуникации и презентации.

Бывают еще и другие требования. Кстати, было бы интересно услышать, какие требования предъявляются к тренерам у вас. (пишите в комментарии)

Разберем требования по порядку.

Компетентность в выбранной области

В нашем случае имеется в виду, конечно же, знания и навыки в области внедрения Бережливого производства и Шесть Сигма.

Безусловно, это требование для тренера является одним из определяющих. Действительно, как он будет кого-то обучать, если сам ничего в предмете не смыслит. Эффективность такого обучения будет, мягко скажем, сомнительной. К слову, я сам в самом начале своего пути по изучению LSS попал в такую ситуацию. Будучи «свежеиспеченным» зеленым поясом, пришлось тренировать себе подобных. И это было, как в анекдоте: «Ну тупые студенты пошли! Я им раз объяснил, два объяснил, три объяснил. Сам понял! А они ни в какую!»

Поэтому компетентность в LSS для нас – один из определяющих показателей. Что же туда входит?

Тренер просто обязан знать теоретический материал на уровне «разбуди ночью, назови инструмент, должен дать развернутый ответ». Это, на мой взгляд, даже не подлежит обсуждению.

Кроме того тренеру очень важно иметь опыт использования всего того, чему он обучает. В противном случае получим, в лучшем случае, оторванного от реальности идеалиста-теоретика, а в худшем – опасного в своих заблуждениях советчика. Бережливое производство и Шесть Сигм – это не теоретические научные курсы. Обе эти методики родились и росли через практику, и именно практическая часть там определяющая, то есть тот самый опыт. Да, теория важна, но она всего лишь основа, к которой крепится опыт каждого конкретного пользователя. Это как скелет у людей. У всех он примерно одинаковый, а люди почему-то все разные, в зависимости от места проживания, условий жизни и тому подобных факторов.

Поэтому тренер, не применявший своих познаний в деле – практически бесполезен. Как только кандидаты в Зеленый пояс начнут делать проекты, они завалят его вопросами, на которые он при всем желании не сможет эффективно отвечать, поскольку сам не пробовал.

Итого, тренеру нужны теоретические и практические познания. И тут вопрос, откуда это все взять?

Как я уже писал ранее, внутренними тренерами становятся либо выходцы из производства, либо от HR берут имеющегося внутреннего тренера, например, по soft-skills и проводят с ними соответствующую теоретическую подготовку.

Первым, как правило, гораздо проще наработать практический опыт применения инструментов и методик (есть, где применять), чем вторым. Поэтому по данному показателю выходцы из производств обычно имеют преимущество.

Стартовую тренировку, как правило, и те, и другие, получают на каких-нибудь «курсах подготовки ЗП LSS», очных или заочных.  То есть, с привлечением внешних тренеров. Реже учатся самостоятельно по книгам.

Если оценивать эффективность теоретических подготовок, то их можно ранжировать таким образом (от большего к меньшему):

  1. Очные (как правило включают в себя персональные консультации, обилие практических работ и выполнение проекта под контролем опытного консультанта)

  2. Заочные с проектом и коучингом. (примерно то же, что и п.1, только лекционный материал изучается самостоятельно, а затем обсуждается с консультантом. Он же контролирует ход проекта)

  3. Заочные с проектом без сопровождения (сами изучаем теорию, сами пытаемся ее «натянуть» на практику. Консультант в лучшем случае отвечает на вопросы.)

  4. Заочные без проекта (право уже практически бесполезное занятие)

  5. Самостоятельное изучение (еще более бесполезно из-за обилия противоречивой информации «в интернетах» и малого количества действительно годной литературы)

Чтобы вырастить вменяемого тренера, подойдут только пункты 1 и 2. Все остальное практически гарантирует, что ваш тренер не будет адекватно разбираться в теории и не будет уметь применять ее на практике. По крайней мере, поначалу.

Ну и, разумеется, все это справедливо не только для внутренних тренеров, но и для внешних.

Знание специфики производства конкретной компании

Как это ни парадоксально, но это требование часто идет даже раньше предыдущего. Требуют в компаниях знания специфики и часто. Я лично сталкивался с подобным далеко не один раз.

А вместе с тем подобный запрос абсолютно бесполезен. Сейчас кто-то может со мной не согласиться, но давайте порассуждаем.

Специалист по Бережливому производству и Шесть Сигма – это специалист, который умеет решать проблемы. Это его основная задача. Кроме того, такому специалисту нужно уметь организовывать работу проектных групп – экспертов в выбранном процессе, уметь пользоваться методиками, общаться с руководством, эффективно передавать результаты проектов.

Да, Зеленому поясу лучше быть специалистом в производстве, чтобы эффективнее управлять командой и общаться с ней на одном языке.

Но задача тренера научить кандидата методикам и их применению.  А обе эти методики, как Бережливое производство, так и Шесть Сигм вполне пригодны для внедрения их практически в любое имеющееся на сегодняшний день производство и даже в сферу услуг.

В одной компании может быть далеко не одно производство. Так зачем тренеру быть специалистом во всех этих областях, если методика работает во всех? Даже перед кандидатом не ставится такое требование, потому что у него в команде будут эксперты из реального процесса, которые гарантированно знают куда больше специфики, чем мог бы знать кандидат и тренер.

Так еще раз вопрос, зачем тренеру знать все тонкости производства? Разве что, чтобы покрасоваться перед кандидатами, вот, мол, какой я знающий.

Все, что действительно требуется от тренера – это понимание, что методики требуют адаптации в каждом конкретном случае под специфику процессов, и знание, как эту адаптацию производить.

Вот чему он должен обучать кандидатов, а вовсе не тонкостям их профессии, в которой они гарантированно разбираются лучше тренера.

Но раз за разом «требуются тренеры с опытом в такой-то области». Это «хорошо, если», но далеко не обязательно, так как методики на специфику «натягиваются» очень быстро. 


Предыдущие статьи можно посмотреть здесь:

Так как же обучать Зеленых поясов

Так как же обучать Зеленых поясов. Часть 2

Так как же обучать Зеленых поясов: Время и место

Так как же обучать Зеленых поясов: Целеполагание

Так как же обучать Зеленых поясов: Структура обучения

Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться