Доброго здоровья, дорогие друзья!
В предыдущей статье мы с вами решили пойти по пути познания принципов Бережливого производства и научиться разбираться в терминологии, инструментах и методиках, применяемых в нем.Сегодня мы с вами попробуем разобраться с одним из широко применяемых инструментов Бережливого производства – системой организации рабочего пространства 5С.
Вы спросите: «Почему 5С?».
Обратимся к истории. Считается, что система эта появилась в Японии после 2-ой мировой войны прошлого столетия, когда ресурсы и возможности были крайне ограничены, и приходилось экономить на всём, в том числе и на занимаемых производством площадях.
В основу системы положен был цикл (и подобный подход нам встретиться ещё не раз), состоящий поначалу из 4-х действий:
Разделение всех предметов (инструментов, материалов и т.д.) на те, которые используются в процессе, и те, которые пользы не приносят. Для обозначения этого на японском языке используются иероглифы 整理 (Seiri). В русском языке аналогом была выбрана «Сортировка».
Размещение используемых в процессе предметов так, чтобы было безопасно, эффективно и удобно (整頓 (Seiton) – соблюдение порядка).
Обязательная уборка рабочего места (清掃, Seiso) - очень важный шаг. Благодаря ему поддерживается результат первых двух шагов, а также в случае видимых признаков нарушения работы оборудования (например, подтеки жидкости), появляется возможность своевременно провести ремонт, не дожидаясь серьезной поломки. В русском языке этот шаг обозначили как «содержание в чистоте».
Для постоянного выполнения всеми работниками первых 3-ех шагов одинаково необходимо определить четкие стандарты (правила и нормы), которые бы гарантировали достижимость и неизменность требуемого результата. Этот шаг назвали 清潔 (Seiketsu) – стандартизация.
В последствии к этим шагам добавлен был ещё один - 躾 (Shitsuke) – совершенствование. В это понятие заложен не только поиск возможностей для постоянных улучшений, но и развитие в человеке самодисциплины для наработки выполнения действий в соответствии с установленными правилами и нормами с сокращением времени без ухудшения качества.
Как вы могли уже заметить, что все слова, и японские названия и подобранные им аналоги в русском языке, начинаются с буквы «С». Вот собственно и весь секрет…
Ну хорошо, суть системы мы изложили. А как же его применять в жизни?
Как известно, лучше всего приживается то, что можно использовать в любой области повседневной жизни. Первое что приходит в голову, это организация размещения столовых приборов, посуды и продуктов на кухне.
Мы же немного усложним задачу и попробуем рассмотреть систему 5С на примере организации игровой зоны для детей.
Эта проблема, мне кажется, появляется у всех родителей, как только их чадо становится способно перемещаться в пространстве. К сожалению, лишь не многие имеют возможность выделить под игрушки ребенку большое пространство. Большинству приходится использовать одно помещение для разных дел. Например, большая комната в квартире чаще всего используется как спальня родителей, гостиная, общая комната (зала) и изредка как столовая. Т.к. в вечернее время семья собирается именно в этой «общей комнате», дети играют тут же.
В нашей семье были перепробованы различные способы организации детской зоны (от аккуратной расстановки по полу вдоль стены (с взрослением места нужно всё больше) до складывания всего в один ящик (что-то найти весьма проблематично). В итоге это всё равно приводило к одному результату. Взгляните на фото. Узнаёте?
В конце концов мы прикупили в одном известном шведском магазине мебели стеллаж со съемными ящиками разного размера (к слову, в одной секции их можно комбинировать). Получилась вот такая конструкция.
А теперь применяем 5С.
Шаг 1. Сортировка.
На этом этапе мы вывалили все игрушки в середину и убрали те игрушки, которые стали ребенку не по возрасту. Остальные разложили по кучкам по виду (целые или детали для сборки) предназначению (машинки, оружие, звери и т.д.), размеру (те же машинки могут быть размером с ладошку ребенка, а могут быть значительно больше). Исходя из этих критериев, а также размеров получившейся кучки определяем размер и количество необходимых ящиков (они, кстати, бывают ещё и разных цветов). Раскладываем игрушки по ящикам и задвигаем в стеллаж. Дополнительное удобство в том, что игрушки, с которыми ребенок пока не может играть один, можно задвинуть повыше. С возрастом (и ростом) он сможет доставать их сам.
Шаг 2. Соблюдение порядка.
Во время проведения шага 1 вы уже обратили внимания, что мы разложили игрушки по ящикам разного размера и цвета. Можно конечно в ящики вложить разделители под размер игрушки, но нам показалось это лишним. Кроме того, часть похожих игрушек остаётся в ящике, и ребенок кладёт игрушки «к своим».
Шаг 3. Содержание в чистоте.
После игры ребенок, сначала вместе с вами, а потом и самостоятельно, прибирает игрушки, раскладывая их в соответствующие ящики. Как итог, игрушки разложены по своим местам, и пол чистый.
Шаг 4. Стандартизация.
Уже частично описана выше. В дополнение можно на ящики наклеить картинки, поясняющие какие игрушки сложены в ящик.
Шаг 5. Совершенствование.
Со временем ребенок привыкает к порядку, что несомненно сыграет положительную роль во всей его дальнейшей жизни. Кроме того, с возрастом изменятся его интересы, а следовательно и игрушки, в которые он играет. А это значит, что периодически повторяя предыдущие 4 шага мы сможем сохранить организованность и порядок в игровой зоне.
Как вы уже поняли, эти шаги можно применять в любой сфере деятельности, будь то производство, работа в офисе, организация мастерской в гараже или хранилища запасов в подвале, и при этом достигать значительных улучшений при сравнительно небольших затратах времени и других ресурсов.
На этом рассмотрение системы 5С пожалуй можно завершить. Если вам стало интересно, поделитесь в комментариях своими идеями, как ещё можно применить 5С в повседневной жизни.