4641
2
×
Набор новичка в LSS
Сообщество Lean+6Sigma в России
Набор новичка в LSS
Антон Анферов, Руководитель направления Шесть Сигм, Топ-Менеджмент Консалт
25 декабря 2017 в 13:14

Как известно, в методиках Бережливое производство и Шесть Сигм огромное количество всевозможных инструментов и блоков инструментов. Во всем этом многообразии можно легко потеряться, если не знать точно, зачем нужны те или иные блоки. Именно поэтому полное обучение методикам даже на Зеленый пояс занимает 6-8 месяцев.

Однако, далеко не все стремятся стать Зеленым поясом, а применять методики хотят. Мы часто сталкиваемся с запросами в духе: «а есть какие-нибудь простые инструменты?», «а с каких инструментов лучше начинать?», «что делать, если плохо со статистикой?» и далее в том же духе.

Попробую сегодня рассказать о небольшом наборе инструментов, который не требуют какой-то очень серьезной подготовки или специального программного обеспечения, но при этом весьма полезный и позволяющий решать несложные задачи.   

Сразу подчеркну, что я не полезу в глубокую теорию этих инструментов, а расскажу только в общих чертах.

1. Инструменты мозгового штурма.
Зачастую задача, стоящая перед вами, не требует каких-то дополнительных исследований. В этом случае просто собирается рабочая группа экспертов, и в течение непродолжительного времени они накидывают либо возможные причины проблемы, либо возможные решения (в зависимости от того, что нужно). Правила простые: никакой критики, участвуют все, все идеи записываются, каждая доводится до логического конца. У инструмента есть свои плюсы и минусы, но несомненным плюсом является его исключительная простота.

Логическое дерево, Диаграмма Рыбья кость (Диаграмма Ишикавы)
Это графические инструменты представления  результатов, например, того же мозгового штурма, с помощью которых можно легко отследить первопричины.

Диаграмма Ишикавы:

7.jpg


  Логическое дерево: 

8.jpg

2. 5 почему.
Очень простой инструмент поиска первопричины проблемы. Все в детстве были «почемучками». Вот и тут надо каждый раз спрашивать, «а почему это случилось?». После каждого вопроса будет ряд ответов. Выбираем наиболее вероятный и снова спрашиваем «а почему это случилось?»…и так до тех пор, пока мы не сможем ответить на очередное «почему». Скорее всего в этот момент мы и нашли корневую причину проблемы.
Вот вам шутливый пример использования:

9.jpg

3. SIPOC с обратными связями.
Это инструмент картирования процессов, с помощью которого можно достаточно эффективно понять, чего нужно с этим процессом делать.
Если вкратце, то мы рисуем алгоритм процесса по схеме:

10.jpg

Где: Р – наш процесс в виде алгоритма (Прямоугольник – действие, Ромб – выбор/проверка условия, Скругленный прямоугольник – ввод/вывод сырья или информации)
O – выход процесса, то есть то, что он производит, продукт/услуга.
I – Вход . Это тот набор сырья, информации и т.д, без чего процесс не будет работать.
S – Поставщик входов
C – Потребитель выхода, то есть клиент процесса.


А дальше стрелками обозначаются и перечисляются требования Клиента к процессу и требования процесса к Поставщику.
Овладеть этим инструментом несложно, но после его применения сразу понятно, чего не хватает клиенту, а значит, что нужно менять в процессе. 

Есть и другие полезные простые инструменты, но зная только этот набор, можно решать какие-то относительно простые задачи в различных сферах деятельности.

Понятно, что сложные задачи, где непонятно, с какого боку к ним подступиться, с помощью такого набора не решить. Но, например, определенный процент задач по устранению потерь на производстве или в офисе вполне решаются этим набором.

А для решения остальных в любом случае уже потребуется специализированное обучение.
 

Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Алексей Залужный
Я могу ошибаться, но считаю что правая стрелка "Требования" на диаграмме SIPOC не должна вести к процессу, она должна вести к выходу (outpot), а левая стрелка так же, должна вести к входам (input), хотя и стрелка непосредственно к поставщику тоже может быть.
IMHO, как говорится :)
17 января
Да, если совсем точно, то должно быть так. Другое дело, что при всем при этом понятно, что требования к выходу должен удовлетворить процесс, а требования ко входу - поставщик. Поэтому можно строить и так, и так.
22 января
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться