Сообщество Lean+6Sigma в России
Lean или Шесть Сигм? Вот в чем вопрос. Часть 2.
Антон Анферов, Руководитель направления Шесть Сигм, Топ-Менеджмент Консалт
14 апреля 2016 в 13:00
Читайте предыдущую часть "Lean или Шесть Сигм? Вот в чем вопрос" здесь.
Теперь немного о методике Шесть Сигм.
Шесть Сигм появилась в 80х годах прошлого столетия в компании Моторола.
В основу ее легли инструменты статистического контроля процессов и постулат, что о проблемах вашего процесса знает и может рассказать только его клиент, то есть тот, кто потребляет результаты работы этого процесса.
Методика всегда направлена на устранение какой-либо (пусть и потенциальной) проблемы. Она подчиняется строгому алгоритму.
Методику Шесть Сигм проще всего объяснять на примере медицины.
В больницу приходит пациент и жалуется, мол, живот болит. Живот может болеть из-за большого количества причин, и врач начинает исследовать пациента, назначать анализы и отсекать неверные диагнозы. Когда таким образом будет определен правильный диагноз, начнется устранение причины боли. Устранив причину, врач устраняет и симптом – боль. Далее назначаются профилактические действия, чтобы закрепить результат. Соблюдая их, пациент будет уверен, что боль не вернется.
Замените «пациента» на «процесс», а «врача» на «специалиста Шесть Сигм», и вы получите принцип работы методики: найти ключевую причину проблемы с процессом и устранить ее так, чтобы проблема больше никогда не появлялась снова.
Из всего вышесказанного логично вытекает основная задача Шесть Сигм: борьба с дефектами/ошибками в процессах. Процесс после «излечения» должен выпускать не более 3 дефектных изделий/услуг из миллиона.
Так как в процессе поиска первопричин специалисту приходится разобрать процесс на составные и проработать большой объем информации, то на выходе он получает знания о том, как можно этим процессом эффективно управлять. То есть процессы становятся более предсказуемыми и управляемыми.
Фокусировка методики на сохранении результата увеличивает стабильность процессов и гарантирует, что проблема не появится снова.
Так как основным источником информации о проблемах является клиент, то вся работа методики направлена на увеличение удовлетворенности потребителей.
Системный подход к решению проблем позволяет справляться с очень сложными задачами даже проектным группам с низким экспертным уровнем.
Небольшая группа специалистов может одновременно «лечить» несколько процессов.
Теперь о недостатках.
Методика является очень сложной в освоении и требует определенных стартовых навыков от персонала. Массовое обучение будет очень дорогим. Как правило, создается «ударный отряд» из наиболее подходящих сотрудников, которых нужно скрупулезно отобрать, обучить и не дать разбежаться по конкурентам после обучения.
Требуется специальное программное обеспечение. Большая часть инструментов методики основана на статистической обработки информации (все инструменты анализа, например), поэтому нерационально рассчитывать все вручную. Обычно используются статистические пакеты такие как Minitab, SigmaXL или Статистика.
Шесть Сигм фокусируется только на показателях качества. Методику сложно применять для ускорения производства или сокращения затрат.
Проекты с применением Шесть Сигм достаточно продолжительные по времени (от 3 до 9 месяцев), что делает нерациональным использовать методику для простых задач.
А всю методику Шесть Сигм внедряют вообще единицы...обычно берут ограниченный набор инструментов под конкретные задачи. Про DMAIC, если повезет, слышали...а уже DMADV и DIDOV - это "новые технологии". Слегка за Сигму даже обидно бывает.
В корне не правильное утверждение.