Сообщество Lean+6Sigma в России
Как применить бережливое производство в офисных процессах?
Зачастую приходится слышать мнение о том, что раз бережливое производство основано на выстраивании производственной системы, то и работает оно в основном там, где используется конвейерное производство с много кратно повторяющимися операциями.
Однако, следует заметить, что многие процессы, которые выполняют офисные сотрудники в рамках своих должностных обязанностей также имеют большую повторяемость.
Взять к примеру такую сферу деятельности как оказание такой услуги банками как выдача кредитов на реализацию различных потребностей населением – будь то развитие бизнеса или покупка недвижимости или автомобиля.
В Топ-Менеждмент Консалт обратился за помощью филиал одного из банков с целью обучения своих сотрудников основам использования инструментов бережливого производства.
Для начала был выбран курс обучения с сертификацией на Желтый пояс, в процессе которого каждый из кандидатов должен выполнить небольшой проект по улучшению выполняемого им процесса – кайдзен.
Как выяснилось в ходе выполнения проектов проблемы по каждому из выбранных направлений сходны по своей сути и основными из них были качество сбора данных и подготовки документов на их основе (какие это данные намеренно не раскрываем, т.к. хотим показать, что это не влияет на применимость инструментов).
В результате подробного описания процесса с помощью инструмента SIPOC и поиска корневых причин путем построения логического дерева илидиаграммы Исикавы (в разных кайдзенах использовали разные инструменты) удалось установить, что в подавляющем большинстве случаев причиной являлось отсутствие эффективной подготовки сотрудников по выполнению своих обязанностей, а показатель брака не использовался как управляющий фактор мотивации к качественному выполнению работы.
В качестве решений было применены:
-
проведение внутреннего обучения сотрудников Банка и тестирование полученных знаний для закрепления и обозначения приоритетов;
-
подготовка пошагового стандарта выполнения операций процесса и чек-лист для контроля целевых показателей;
-
повышение содержательности и действенности публичной информации еженедельной статистики по браку и повторяемости выполнения процессов для его устранения;
-
дополнение систему мотивации показатели по качеству (брак, повторяемость).
В результате внедренных решений рабочими группами в своих процессах удалось достичь значительного улучшения показателей качества:
-
уровень брака снизился на 20%,
-
кратность повторной обработки данных снизилась в среднем с 2,45 до 2,33 раза,
-
время выполнения некоторых процедур уменьшилось в 2 раза,
-
количество сотрудников, допускавших брак каждый раз, снизилось в 2,1 раза,
-
количество ошибок снизилось в 1,4 раза.
При этом экономический эффект от внедренных решений в 5 кайдзенах составил более 2,5 млн. рублей. Согласитесь неплохо за пару месяцев изучения принципов построения бережливого предприятия с нуля.