967
×
Всеобщее обслуживание оборудования. Основные направления.
Сообщество Lean+6Sigma в России
Всеобщее обслуживание оборудования. Основные направления.

Мы продолжаем цикл статей о системе всеобщего ухода за оборудованием (Total Productive Maintenance, TPM) в которых мы стараемся осветить тематику во всем многообразии инструментальных и организационных подходов. Надеемся, это вызовет дискуссию в сообществе и приведёт к усилению активностей в данном направлении на ваших производствах. В предыдущей статье мы осветили цели и главные мотивационные драйверы всеобщего обслуживания оборудования.

Система ТРМ представляет собой комплекс организационно-практических мер, которые условно выделяются как восемь основных направлений. Кратко осветим их для формирования общего представления системного подхода.

Непрерывные улучшения, нацеленные на предотвращения всех видов потерь. В первоначальной трактовке, японские авторы выделяли раздельно две колонны: 5S и Кайдзен. Логика заключалась в том, что внедрение ТРМ начинается с организации рабочего места оператора оборудования по методологии 5S, а далее непрерывное развитие и совершенствование, т.е. Кайдзен. В современных реалиях для успешного становления и развития ТРМ необходимо применять весь арсенал инструментов борьбы с потерями. Разумеется, всё начинается с наведения элементарного порядка, т.е. с первых трех шагов 5S, но также не стоит забывать и о борьбе с «muri, му́ри» (перегрузка персонала или оборудования, работа с повышенной интенсивностью) и с «mura, му́ра» (неравномерность загрузки персонала или оборудования).

Автономное содержание оборудования в исправном состоянии (по-японски: Jishu-Hozen, дзисю-хозэн; по-английски: аutonomous maintenance, сокр. АМ). Этот элемент ТРМ направлен на создание необходимых условий, чтобы операторы могли выполнять небольшие задачи по техническому обслуживанию, таким образом высвобождая время квалифицированных специалистов ремонтных служб. В такой системе операторы несут ответственность за самостоятельное проведение осмотров и раннее обнаружение отклонений, чистку, смазку, профилактику и мелкий ремонт своего оборудования.

Плановое техническое обслуживание оборудования – систематическая деятельность, подразумевающая профилактическое обслуживание, аварийное техническое обслуживание, корректирующее обслуживание и разработку мер по сокращению или предотвращению технического обслуживания. Благодаря системе планового технического обслуживания, происходит постепенный переход от преобладающих реактивных действий ремонтных служб (реагирование при авариях и сбоях) на упреждающие действия и минимизацию числа аварийных ремонтов.

Обучение и тренировка – формирование системы обучения и развития квалифицированных, активных сотрудников, стремящихся выполнять все необходимые функции эффективно и самостоятельно. Для обеспечения эффективности производственной системы сотрудники должны быть компетентны не только в своей профессиональной сфере, но также уметь определять первопричины проблем, находить пути их решения, уметь работать в малых группах, обмениваться знаниями, помогать коллегам.

Менеджмент качества (обеспечение качества, в оригинале Quality maintenance) – реализация концепции "нулевых дефектов" в изделиях и оборудовании. В данном направлении ТРМ основное внимание уделяется систематическому устранению несоответствий продукции по «вине оборудования». Рабочие группы ТРМ изучают причины и первопричины дефектов, какие элементы/параметры оборудования влияют на качество продукции, и устраняют текущие проблемы качества. Таким образом, происходит постепенный переход от контроля качества продукции к обеспечению качества. Эта деятельность выражается в создании и поддержании безупречного состояния оборудования и оптимальных настроек.

TPM – администрирование (в оригинале Office TPM). Администрирование TPM необходимо для повышения производительности и эффективности функций управления данной сферы целиком и её отдельных компонентов, для выявления и устранения потерь, возникающих в междисциплинарных работах или на стыках зон ответственности (между подразделениями, в отношениях с поставщиками/партнерами). Разумеется, запуском и развитием направлений ТРМ изначально занималась команда специалистов, организованных как офис ТРМ или команда проекта. Важно вовремя и правильно переформатировать архитектуру управления ТРМ с учетом уже сделанных достижений и предстоящего распространения ТРМ на прочие производственные подразделения, в перспективе всего предприятия.

Управление жизненным циклом оборудования. Ключевая концепция данного направления заключается в создании активной коллаборации эксплуатанта и производителя оборудования. Обе стороны заинтересованы (должны быть заинтересованными) в тесном взаимовыгодном сотрудничестве, хотя каждая сторона имеет свой интерес. В зависимости от специфики бизнес-процессов и оборудования в данном направлении могут быть вариации, обусловленные доминирующими потребностями. Примеры могут быть разными. Обязательное участие эксплуатанта на ранних стадиях создания специализированного или уникального оборудования: от проектирования и изготовления, до монтажа и ввода в эксплуатацию. Или формирование адаптированной системы гарантийного и постгарантийного обслуживания. Или формирование особой системы обеспечения запчастями и возможностями самостоятельного ТО и ремонта. В современных реалиях, когда реализуются различные бизнес-модели в промышленном производстве (например, аренда вместо владения) данное направление ТРМ обретает особую значимость.

Безопасность труда, окружающая среда и здравоохранение. Это направление нацелено на создание и обеспечение условий нулевого уровня аварийности оборудования, нулевого уровня урону здоровья, нулевого уровня аварий, влекущих урон окружающей среде (пожары, вредные выбросы и т.п.). В этой области основное внимание уделяется созданию безопасного рабочего места и прилегающей территории, информированности сотрудников и их осознанному отношению к охране труда и окружающей среде.

Резюмируя представленный обзор, следует обратить внимание на следующие аспекты.

ТРМ – это разветвленная методология, на внедрение которой уходит несколько лет в рамках отдельного предприятия. Всё начинается с первых четырех направлений, которые взаимно переплетены и дополняют друг друга. 

Наведение порядка на рабочих местах – очистка оборудования и устранение захламленности – дает возможность оператору увидеть «места улучшения», что становиться основой для внедрения автономного обслуживания. Автономное обслуживание и восприятие оператором ответственности за свое оборудование выявляет действительные потребности в техническом обслуживании и предупредительном ремонте, формируются работающие регламенты, а не формализм. Устанавливаются рабочие коммуникации, возникает и расширяется обмен опытом в обслуживании, в ремонте, в улучшениях. 

И так далее приращиваются новые направления ТРМ по мере становления системы и готовности персонала к изменениям.

Конфуцию приписывают авторство изречения: «Путь в тысячу ли начинается с первого шага». Так и для внедрения ТРМ не нужно «изобретать велосипед», отработанные методы у нас есть в наличии. Нужно просто сделать первый шаг…

Продолжение следует.


Предыдущие статьи цикла:

Всеобщее обслуживание оборудования. Вызовы современности

Всеобщее обслуживание оборудования. Цели и мотивы.

Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться