Приходит мужик к хирургу
- Доктор, у меня болит живот.
- Ничего, сейчас отрежем вам уши
Мужик испугался и пошёл к терапевту.
- Доктор, я сейчас был у хирурга, у меня болит живот, он сказал, что надо отрезать уши
- Ох уж эти хирурги, всё бы им резать, сейчас таблеточку дадим, сами отвалятся.
По роду деятельности часто приходится отвечать на вопрос, а чем занимается специалист по Бережливому производству и Шесть Сигм. Когда из года в год отвечаешь на один и тот же вопрос, поневоле обдумываешь его и вырабатываешь все лучший ответ. В какой-то момент на ум пришла очень хорошая аналогия, которая мне понравилась.
Все мы знаем, чем занимаются доктора. К ним приходит человек, говорит хотя бы в общих чертах, что болит или беспокоит. А далее доктор начинает уже исследовать конкретную болезнь у конкретного пациента и в итоге (если все проходит, как должно) выдает ему конкретный метод лечения для его ситуации.
Все хоть раз, через эту процедуру проходили.
Вы спросите, а при чем тут Бережливое производство и Шесть Сигм. Все просто. Замените «пациент» на «бизнес», «доктор» на «специалист LSS», «болезнь» на «проблема»…и все останется справедливым.
Специалист по Бережливому производству и Шесть сигм (LSS) «лечит» процессы и устраняет проблемы. Те, конечно, не сами к нему приходят, а посредством разных руководителей, которым надо решать свои бизнес задачи.
И тут начинается цирк. И на манеже главенствует идея, что существует универсальное средство от всех проблем с процессами и проблемами бизнеса.
Вариантов несколько:
-
А вот мне нужно производственную систему внедрить. И все, ни проблем, ни конкретики. Вот так: «вы меня полечите от чего-нибудь». А дальше выясняем «что болит», подчас долго и затейливо.
-
А вот мне нужно всех моих сотрудников обучить такому-то инструменту. (варианты: ТРМ, 5С, Шесть Сигм, Кайдзен и т.д.). Это как «дайте мне аспирин», я им все болезни вылечу. Начинаешь спрашивать, зачем именно этот инструмент, выясняется, «где-то увидел/услышал/читал», «ну все же это внедряют/модно» и прочая ерунда. Углубляешься в истоки проблемы, выясняется, что надо совсем другое.
-
А вот вы мне посоветуйте литературу/сайт и я сам почитаю. Самолечение, плавали, знаем. Только врачи о вреде самолечения по интернету кричат давно, а в ЛСС еще не начали. Наверное, уже пора.
-
А вот мне надо всех моих сотрудников на Зеленый пояс, а часть еще на Черный. Переводим: мне нужен целый штат докторов, а некоторые еще и уровня зав. отделением. И все это за год. Не все могут быть Зелеными поясами, и уж точно никому не нужен их целый штат. Вы их просто не загрузите всех.
-
И мое любимое: ну есть же универсальный список инструментов, который всегда работает. Дайте мне его, пожалуйста. Это и есть наш запрос на пресловутое «лекарство от всех болезней».
Что я всем этим хочу сказать. Давайте уже запомним и примем тот факт, что «универсальной таблетки» нет.
Поэтому нет идеального набора инструментов ЛСС, который решит «вот прям любую задачу». В каждом конкретном случае придется вникать в проблему, искать симптомы, потом причины, применяя каждый раз свой, оптимальный в этом конкретном случае инструментарий.
В Бережливом производстве и Шесть Сигм не случайно суммарно более 300 инструментов.
Чему же учатся специалисты Зеленого и старших поясов? Да тому же, что и доктора для людей. Как найти проблему, как ее распознать, как определить ее причину и наиболее эффективно устранить. Да еще и чтобы не появилась снова. Ну и куче разных инструментов и способов, чтобы с этими задачами справляться.
Но искусство Зеленого пояса заключается не в знании инструментов, а в умении грамотно подобрать и применить тот набор, который решит конкретную проблему. Этим и отличается хороший Зеленый пояс от плохого.
Так что, если хотите улучшить свои процессы или решить бизнес проблему, уточните заранее, чем конкретно они вам не нравятся. От этого зависит итоговая «таблетка».