Сообщество Lean+6Sigma в России
Однажды в магазине…Бережливое производство и операционное совершенство в рознице
Открываем цикл статей о бережливом производстве в рознице и публикуем первую статью цикла.
«Гибкое планирование персонала – высокий сервис при низких затратах».
Сегодня, оффлайн розница испытывает объективные трудности. Эти трудности обусловлены двумя причинами. С одной стороны, бурный рост и развитие рынка электронной коммерции, с другой рост инфляции и падением покупательной способности населения. Коренные изменения обострили конкурентную борьбу за выживание на рынке. На повестке дня - поиск новых форм и методов организации непосредственной продажи, а также вспомогательных процессов. Необходимо искать передовые подходы в управлении персоналом, повышать производительность труда, снижать затратную часть P&L. Для справки, доля расходов на персонал в OPEX розничного магазина доходит до 60%.
И при всем этом, требования клиента к уровню сервиса не стали ниже. Никто не хочет стоять в очередях и покупать просроченные продукты.
Что же делать магазину? Использовать методологию гибкого планирования рабочего времени сотрудников, которая позволяет выводить дополнительный персонал в пиковые часы и не держать людей при минимальном потоке клиентов. Основные составляющие методологии:
- Прогнозирование продаж и потребности в сотрудниках
- Разработка модели расчета численности
- Планирование гибких графиков для персонала
Процесс прогнозирования опирается на фактические данные о клиентском потоке и продажах, полученные за исторический период времени. На этих данных, с помощью математических моделей строится базовый прогноз и, далее, с учетом различных факторов (сезонность, маркетинговые акции, деятельность конкурентов) формируется будущий прогноз продаж.
Чтобы выполнить все планы по продажам и удовлетворить потребности покупателей, сотрудникам необходимо четко понимать, сколько времени им отводится на выполнение конкретных действий. На помощь ритейлеру в этом случае приходит нормирование труда. Оно закладывает основу для расчета численности персонала, позволяет сформировать соответствующий бюджет и оценивать эффективность работы.
Последний этап гибкого планирования - распределение рассчитанной численности персонала по часам в зависимости от покупательского потока.
Как показывает практика, применение методологии гибкого планирования в оффлайн рознице позволяет повысить производительность труда более чем на 10%, снизить затраты ФОТ на 5% при росте уровня сервиса порядка 5%. Уровень сервиса определяется как отношение количества жалоб за определенный промежуток времени, например за неделю.