804
×
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - 1. ПРОГНОЗЫ – ДЕЛО НЕБЛАГОДАРНОЕ
Сообщество Lean+6Sigma в России
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - 1. ПРОГНОЗЫ – ДЕЛО НЕБЛАГОДАРНОЕ
Зося Герчикова, Управляющий партнер Топ-Менеджмент Консалт
24 марта 2022 в 10:00

Как ни хочется еще потянуть и помолчать, а нужно начинать публиковать результаты анализа. Анализ веду постоянно, обсуждаем сценарии и с нашей командой, и в других сообществах. Прогнозы – не просто неблагодарное занятие, а всегда бьющее обратно по автору. Кому-то не нравится просматривающееся будущее (а сейчас «кому-то» - сильнейшее преуменьшение), кто-то мыслит другими категориями, кто-то более или наоборот, менее информирован, а кто-то воспринимает изменения с точки зрения своей политической позиции, вообще не желая видеть объективности. Но все равно процесс обсуждения и осмысления происходящего затягивать нельзя, поскольку я пишу в основном для бизнес-сообщества, а малому и среднему бизнесу нужно принимать очень быстрые решения. На сем преамбулу закончила, и в последующих постах и статьях цикла Новая Реальность повторять ее не буду.

Мы сегодня проживаем обратную петлю и откатываемся сильно назад, вопрос насколько? Я думаю, что это не конец сороковых годов прошлого века, а скорее уровень 1920-х годов. Аналогий много. Мы окружены далеко не дружелюбным миром, настроенным хорошо если не на физическое, но на экономическое истребление России. И, в отличие от конца сороковых годов, у нас нет сильной позиции победившего освободителя и возможности окружить свои границы дружественными, зависящими от нас социалистическими странами. Плюс и советских республик с нами тоже сейчас нет, то есть у нас нет буфера между Россией и враждебными странами, а также рынка сбыта и экономического обмена.

Вспоминаем, что было в 1920м году? Совершенно верно - новая экономическая политика или НЭП. Я полагаю, что именно это будет выравнивать экономику в ближайшие два – три года. Очевидно, что государственные и подверженные влиянию государства крупные корпорации как раз получили слишком сильный удар для того, чтобы продолжать быть локомотивом экономики.

С одной стороны, предстоящая национализация существенно повышала бы мощь России, поскольку иностранные компании успели проинвестировать миллионы и миллиарды в оборудование и процессы, повышающие производительность предприятий. Но, исходя из того, что мощность этих предприятий рассчитана далеко не только на потребность внутреннего рынка, но прежде всего на экспорт, который сейчас, мягко говоря, затруднен, а на ближайшие годы будет минимальным, мощности обновлённых предприятий не смогут существенно компенсировать экономические дыры.

У страны сильно падает выручка, и как показывает опыт Ирана, восстановление и откат санкций — это дело десятилетий. Даже тот ручеек экспорта, который у нас останется благодаря Китаю и Индии, сильно упадёт по ценам и тарифам, то есть будет для нас невыгодным. Уже сейчас Китай начал продавать нам товары по ценам в полтора – два раза выше, чем совсем недавно, чего и следовало ожидать, а закупать наши товары очень быстро будут с большим дисконтом, именно потому, что у нас остаются одна-две внешне калитки и серый рынок.

Мы, как консультанты по бережливому производству, много работаем и с крупными компаниями, и с нашим средним бизнесом. В сегодняшних условиях крупные, неповоротливые компании, ориентированные на государственные ограничения и решения, достаточно долго будут оставаться в шоке и в заморозке части мощности. Импортозамещение для насыщения внутреннего рынка, поскольку всё-таки зависимость от импорта нашей экономики грандиозно, потребует очень большого времени. Гибкости в этом от крупных корпораций ждать не приходится, они и «при жизни»-то не отличались гибкостью и эффективностью управления, а уж учитывая шок и нарушение цепочки поставок плюс привычного финансирования теперь, будут перестраиваться ещё дольше. Соответственно, остается надежда на малый и средний бизнес, на тот самый НЭП.

Вспоминаем историю – для того, чтобы открыть возможности малому и среднему бизнесу, нужно максимально ослабить государственное регулирование этих сфер и дать им возможность выплеснуть свою предприимчивость и желание выжить. И, опять же оглянувшись на историю, понимаем, что этот период конечен и не очень долог, не берусь предсказывать в сегодняшней беспрецедентной ситуации сроки, но интуитивно они крутятся вокруг трех лет. На это время малый и средний бизнес получит преференции и возможность спокойно дышать, но после этого государство будет обязано ввести очень жёсткие ограничения, для того чтобы использовать на благо централизованной экономики все плоды развития малого и среднего бизнеса. То есть, с одной стороны, сегодня у предпринимателей открываются громадные возможности, но только у тех кто умеет мыслить и перестраиваться быстро и кто готов к трёхлетнему циклу не только развития, но и пожинания плодов, то есть во-время и вложить средства и во-время их перевести в активы, поскольку через 3-5 лет обратные ограничения могут включать различные способы «отъема излишней прибыли» в виде денежной массы, повышенных налогов и возврата жесткого контроля. И я уверена, что параллельно в стране будут вводиться элементы плановой экономики и принудительного ценообразования, нормирования прибыли для крупных компаний и снижения инфляции, поскольку рыночные механизмы саморегуляции рухнули. То есть предпринимателям нужно будет лавировать и между этими препятствиями, но пока окон будет много и давление регуляторов минимизировано.

Поговорим о последних действиях по помощи бизнесу, которую сегодня предпринимает правительство – это не благотворительность и не доброта со стороны государства. Это если хотите откупные. Именно правительства и геополитика ставят бизнес и граждан в сложную ситуацию надолго, на десятилетия, и я не удивлюсь, если реально инфляция в 22 году составит 25–30 %. А соответственно, за это нужно платить теми самыми льготами и более того, лозунг «руки прочь от малого бизнеса» сейчас прежде всего нужен для того, чтобы хотя бы как-то инициировать движение денежных потоков внутри страны. Но давайте посмотрим на льготы с холодной стороны цифр и экономики. Мне, как предпринимателю очень нравится, что ожидаются налоговые послабления, отсрочки по оплатам налогов, льготное кредитование, то есть субсидии на процентные ставки, и мораторий на проверки. Но каким образом будет пополняться казна и бюджетные карманы для финансирования здравоохранения, пенсий, образования, инфраструктуры, восстановления части Украины, содержания беженцев, подъем отраслей для импортозамещения, науки, если резко снизятся налоговые поступления, выручка государства от экспорта, и если деньги государства будут тратиться в больших объемах на льготы и субсидирование кредитов? Ещё давайте учтём сокращение резервов из-за их заморозки под санкциями, невозможность использования в полной мере золотовалютных резервов, конфискация имущества государства за рубежом, да и неизвестно насколько резервы останутся замороженными и не попадут ли под полную конфискацию. А с учётом вышесказанного, длительные налоговые льготы и субсидирование кредитов для бизнеса тоже не выглядят реальными - максимум пару лет.

Итого, можем сформулировать вывод, что наша ситуация ближе 1920-м годам, что нас ожидает НЭП и предприниматели должны понимать, что ситуация благоприятствования очень даже конечна, то есть раскачиваться некогда. Я не призываю кидаться оголтело в ближайшую неделю в необдуманные действия, но вопрос резкой перестройки стратегии, определения и завоевания ниш – это вопрос 1 квартала, а не 1 года.

Все отслеживания событий должны сейчас происходить не на недельной основе, а на ежедневной. Проектные встречи аналогично. Принятие непопулярных решений откладывать на месяц из-за надежды, а вдруг все вернется на привычные круги, нельзя.
Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться