1691
×
Изменение процесса «Оформление и сканирование возвратов»
Сообщество Lean+6Sigma в России
Изменение процесса «Оформление и сканирование возвратов»

Представляем кейс по результатам реализации Кайдзен-проекта в процессах складской логистики из опыта «Топ-Менеджмент Консалт». Данный проект был реализован в крупной компании, являющейся алкогольным дистрибьютором в рамках программы подготовки специалистов по Бережливому производству уровня «Жёлтый пояс».

Тема Кайдзен-проекта выбрана по результатам оценки выявленных потерь и проблем: «Оформление и сканирование возвратов*».

*Возврат – заказ, вернувшийся от клиента по разным причинам, среди которых есть и те, на которые компания не в силах влиять, например, «клиент передумал». Возвраты требуют обработки как физической, так и обработки информации. Ведь каждый заказ необходимо разобрать, внести данные в системы учета, разложить на складе. Все затраты, связанные с данной обработкой, целиком ложатся на компанию, клиент их не оплачивает, поэтому очень важно все процессы обработки возвратов выстроить так, чтобы время процессов было минимально.

Описание текущей ситуации. Сбор данных.

После определения предпосылок потребности в проекте, утверждения темы проекта и предварительных целей проекта следует этап сбора данных. Целью этапа является определение текущего состояния процессов и ключевых показателей. Где находимся сейчас? Какие метрики можно измерить? Как процесс организован сейчас? Какова последовательность операций? Какие проблемы и потери имеются? В данном проекте команда под наставничеством консультанта ТМ Консалт выявила следующие факты:

1. Были определены показатели и установлено их текущее значение

a. Время приемки возвращаемой продукции

b. Время размещения возвращаемой продукции

c. Время возврата продукции в продажу (комплексный показатель = сумме первых двух).

d. Доля задач на приемку возврата, закрытых в целевое время (зеленый интервал)

e. Доля задач на размещение возврата, закрытых в целевое время (зеленый интервал)

Следует отметить, что последние два показателя были разработаны с учетом необходимости мониторинга и оперативного выявления проблем. Кроме временных показателей, команда определила ценности клиента:

a. Корректность и своевременность формирования документов в 1С;

b. Качество и полнота сопроводительной документации.

        
2. Для понимания последовательности действий в процессах команда использовала элементы картирования. Карта процесса позволила определить операции, действия, время операций и проблемы.

030320.png

Ключевые потери выявлены следующие:

  • Лишние операции при размещении продукции по ячейкам

  • Задержки между участниками процесса (менеджером по ЕГАИС и кладовщиком)

  • Потери времени на коммуникации с клиентами по вопросам ЕГАИС (клиент не имеет опыта, знаний по работе с данной базой)

  • При обработке в базе данных (1С) необходимо несколько раз открывать документы, проверять статус предыдущих операций вместо того, чтобы видеть это отображение онлайн.

Цели проекта

По результатам сбора данных цели проекта сформировались следующим образом:

  • Обеспечить повышение эффективности ключевых показателей данного процесса на 20%
За счет:
  • Снижения времени менеджера ЕГАИС на разъяснительную работу с клиентами
  • Устранения потерь при обработке документов и размещении продукции


Анализ первопричин

Есть несколько возможностей провести анализ для выявления причинно-следственных связей, среди которых и дерево Ишикавы, и Логическое дерево, и Пять Почему. В ТМК все инструменты используются применительно к ситуации. Пять Почему – хорош для простых проблем, тех, в которых на вопрос «Почему» не возникает большое количество гипотез, требующих дополнительного сбора данных. В данном проекте команда использовала Пять Почему для проблемы «Потеря времени на коммуникации с клиентом по вопросам ЕГАИС».

В ходе анализа методом Почему, сложилась такая картинка:

  • Почему тратится время на коммуникации с клиентом по вопросам ЕГАИС?

  • Потому что клиент не знает, как оформить документ в ЕГАИС?

  • Почему клиент не знает?

  • Потому что не обучен?

  • Почему не обучен?

Не было цели в обучении, и нет стандарта данной процедуры.

По результатам анализа команда решила разработать стандарт и рекомендовать его компаниям-клиентам.

Кроме Пять Почему, команда использовала CEDAC, инструмент годами отработанный в «Топ-Менеджмент Консалт» как инструмент анализа, генерации и тестирования идей. 

0303202.png


В ходе работы было сгенерировано несколько идей, которые позволили определить «Как достигнуть целевых показателей проекта».

12.jpg

Достигнутые результаты

Что же в результате получила команда? И какие решения, и идеи позволили достичь целей?

Во-первых, как и сказано выше, команда разработала стандарт формирования документов в ЕГАИС, а также разместила на своем сайте информацию «Ответы на часто задаваемые вопросы по работе с ЕГАИС».

Во-вторых, для исключения потерь при размещении возвратного товара на склад были внесены изменения в WMS (Систему управления складом).

 В-третьих, для исключения потерь при обработке в 1С были установлены новые настройки, позволяющие оповещать участников процесса путем авто информирования.

Все эти нехитрые мероприятия позволили достичь следующих результатов:

Эффективность процесса повысилась не на 20%, а на 78%. Т.е. время возврата продукции снизили с 15 минут до 3 минут.

Экономический эффект составил несколько тысяч рублей в год. 

Такие проекты реализуют команды уже в рамках программ подготовки Жёлтых поясов. При внедренческих проектах эффекты же исчисляются цифрами на порядок выше, что позволяет окупить затраты на работу с консультантами. 

Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться