Как сейчас чувствует себя угольная промышленность?
Удалось ли перенаправить поток экспорта?
Как отрасль решает вопросы импортозамещения?
По данным Минэнерго, в 2021 г. экспорт угля из России в ЕС составил 48,8 млн т, в том числе поставки энергетических углей – 45,3 млн т, коксующихся – 3,45 млн т. Доля стран ЕС в общем экспорте российского угля (223 млн т) незначительно снизилась в 2021 г. до 21,8% против 22% в 2020 г.
В начале апреля ЕС включил в пятый пакет санкций против России из-за СВО на Украине эмбарго на импорт российского угля. Оно запрещает поставки из России по долгосрочным контрактам с 10 августа, а спотовые закупки, по данным Reuters, были остановлены сразу после введения ограничений.
Однако с 24 февраля 2023 года ситуация изменилась коренным образом. Россия в июле смогла перенаправить все выпадающие из-за санкций ЕС экспортные объемы угля из европейских стран в Китай и Индию. Благодаря этому поставки за рубеж к предыдущему месяцу почти не изменились, сообщается в обзоре экспертов Центра развития энергетики (ЦРЭ).
Однако дисконт в цене на российский уголь остается по-прежнему «крайне велик».
Помимо самой отрасли под ударом оказались и предприятия, обслуживающие ее нужды. Какие вызовы стояли перед ними и какие решения были предложены в ответ?
Этим кейсом и хотим поделиться с вами
А что с импортозамещением?
Игорь Егупов, руководитель группы комплексных проектов АО «НПО «РИВС», одного из флагманов отечественного рынка флотационного оборудования, пояснил, что сейчас многие отечественные производители модифицируют свои разработки, проектируют новое оборудование в рамках выбранного экономического курса и стараются быть максимально клиентоориентированными, чтобы продемонстрировать заказчикам преимущества работы с отечественными поставщиками.
«В начале года многие оказались в сложной ситуации, многолетние связи с западными партнерами оборвались, поставка и сервисное обслуживание оборудования оказались невозможными, — рассказал Игорь. — Переход на новые технические решения, встраивание их в уже существующие производственные цепочки и создание новых партнерских отношений — процесс длительный и кропотливый.
Что касается сектора обогащения, отечественные производители имеют все возможности и компетенции для полноценной замены ушедших европейских компаний.
Например, НПО «РИВС» в 2022 году завершило работы по проектированию машин с рабочими объемами камер 200 м3 и 300 м3, которые ранее не производились в России. На данный момент такая машина собирается на нашей производственной площадке и готовится к промышленным испытаниям на действующей обогатительной фабрике.
Но раскрыть весь потенциал российского производства в кратчайшие сроки поможет поддержка государственных органов власти и решительность со стороны заказчиков внедрять на своих производствах отечественные технологии».
Помимо технологических решений российские компании предлагают и консалтинговые. Например, в последние годы становится все более актуальным такой инструмент, как инжиниринговый консалтинг, — на данном направлении специализируется компания ООО «Геотех-Инвест». Ее генеральный директор Василий Лапаев пояснил, что с учетом динамичности рынка консалтинг будет все более востребован, поскольку, в особенности в сочетании с процессом проектирования, позволяет оптимизировать используемые на горнодобывающих предприятиях технические решения. В свою очередь, в долгосрочной перспективе это приводит к значительной экономии средств, уменьшает риск необходимости замены оборудования, а также снижает итоговый срок проведения экспертизы.
Необходимость повышать эффективность решений для заказчиков отметили и в ООО «ТехМашСервис», компании — поставщике буровой техники и инструмента. «В условиях санкционного давления у предприятий нет возможности нерациональных трат, — объяснил Никита Гамзов, начальник отдела продаж. — Товары должны быть оптимальны по критерию «цена — качество».
Мы, как поставщики, видим свою задачу в том, чтобы максимально помочь в этом нашим заказчикам: каждой компании мы предлагаем провести сравнительные испытания и предлагаем методики, позволяющие сделать однозначный вывод об эффективности».
Он также упомянул о важности коммуникации между потребителем и поставщиком: чем больше информации предоставит заказчик об условиях, в которых предстоит эксплуатировать инструмент или оборудование, тем больше шансов значительно увеличить проходимость (вплоть до 50 %).
А можно снизить цену, не потеряв качество?
Представитель ООО «Эластопласт», одного из ведущих российских производителей изделий из полиуретана, директор по маркетингу Руслан Ничков, пояснил, что многие предприятия оказались заинтересованы в полиуретановых уплотнителях со сложной конфигурацией, а также в скребках для конвейерного оборудования.
«Изделиями из полиуретана сегодня многие готовы заменить даже те элементы, которые были выполнены из других материалов, — рассказал он. — Это неудивительно: полиуретан — недорогой, надежный материал, к тому же универсальный. Благодаря различным наполнителям и добавкам мы можем гарантировать эффективность его применения даже в сложном климате и агрессивных средах.
Например, у нас был кейс разработки элементов для отсадочных машин: мы смогли подобрать такой состав, чтобы обеспечить сохранение плотности и равномерное истирание».
А если импортозаместить не получится?
Михаил Бажов, директор регионального представительства ООО «МК КРАНЭКС», производителя и поставщика экскаваторной техники, также отмечает повышение интереса со стороны горнодобывающих предприятий. Он рассказал о том, что сейчас рынок мобильных гидравлических элементов переходит на азиатские комплектующие: «Среди российских поставщиков почти нет предложений по гидравлическим компонентам и редукторам.
Поэтому сейчас мы работаем с Китаем и Кореей. Это позволило не только ускорить сроки поставки в сравнении с западными комплектующими, но и сократить цену. Азиатская гидравлика универсальная, у нее хорошие технические показатели и выше ремонтопригодность». Также Михаил Бажов пояснил, что сейчас производители из дружественных стран могут заместить порядка 85 % комплектующих, в которых нуждаются предприятия.
Свой среди чужих; кого не затронула санкционная повестка
Например, ООО «ПРОМГЕОПЛАСТ», чьей специализацией является производство геосинтетической продукции (геомембраны, дренажных матов) для предотвращения проникновения промышленных отходов в почву и грунтовые воды.
«У нас полностью внутрироссийский продукт, — пояснила заместитель директора Маргарита Вохомская.
— Необходимое сырье мы получаем на отечественном рынке, а поставки осуществляем по России и странам СНГ, поскольку наша продукция востребована практически во всех отраслях промышленности, в том числе в горнодобывающей, нефте- и газодобыче, сельскохозяйственных отраслях, при строительстве полигонов ТБО и др.
Также на нашем рынке мы были одними из первых, и наша продукция успела обеспечить потребности предприятий, так что у них, по сути, не было нужды прибегать к импортным аналогам. Конечно, на это повлияла и специфика нашего продукта — геосинтетики. Срок службы наших решений составляет более 50 лет, то есть они не требуют частой замены или обслуживания».
Мы привели вам несколько примером в рамках данного кейса. Если вам есть, что добавить или вы работаете в данной отрасли — поделитесь своим мнением!