Новости Lean
Популярное | Последнее
1035
×
Сеть ресторанов «Теремок» и коронакризис
Сообщество Lean+6Sigma в России
Сеть ресторанов «Теремок» и коронакризис

До кризиса сеть «Теремок» насчитывала 315 точек в трех городах России — Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Сегодня в Москве открыты около 40 ресторанов, навынос работают порядка 80, в Петербурге — их около 120 — пока продолжают работать навынос. Наша публикация посвящена не прекращающейся работе в эпоху коронакризиса и главных его уроках: точке бифуркации и отсутствии ресторанного лобби.

Главный урок, который получило руководство ресторанной сети «Теремок», — отсутствие GR не только в ресторанном, но и у всего российского бизнеса в целом. Под бизнесом в данном контексте понимается тот, который создавался и развивался силами предпринимателей, а не волею судьбы, когда «предприниматель» приобретал на залоговых аукционах то, что было построено десятки лет назад, или сырьевой бизнес, имеющий прямой доступ к высшим лицам государства. Безусловно, упомянутая деятельность — тоже работа, и здесь вращаются миллиарды. Но если и случится в России успех, то только благодаря новым бизнесам, которые возникают за счет независимых предпринимателей. И главная задача реального бизнеса сегодня — рассказать о себе и выстроить правильную систему коммуникации с властью, без этого не получится развиваться, добиваться роста доходов населения и улучшения жизни в стране. Бизнес в России до последнего времени развивался не благодаря, а вопреки.

Оборот «Теремка» за весь период карантина оценивается в 1/6 или 1/7 от докризисного.

В кризис команда сети осознала всю глубину проблемы и достойно решала текущие задачи без напрягов и депрессий. Это был один из самых приятных моментов, — взаимопонимание и поддержка коллектива. Никто не скулил и не истерил. Главная корпоративная ценность — это здравый смысл, он и помогал преодолевать трудности. В западной практике этот принцип здравого смысла называется common sense, это когда каждая ситуация рассматривается индивидуально, и нет готовых схем и решений. Великий менеджер Джек Уэлч считал этот принцип главным у руководителя. Все те кейсы, которые люди читают в умных книгах, слушают на курсах MBA, не работают и даже приносят вред, если у человека нет здравого смысла. Нет ничего хуже, чем применить лекарство не для той болезни. Мыслящий человек осознает все факторы, которые сходятся в данной конкретной ситуации. А лишенный здравого смысла человек будет рассказывать, что в каких-то книжках или в такой-то компании при схожих условиях поступили так-то и так-то. И спорить тяжело с таким человеком, потому что знания его теоретические и он вне интересов компании. И вот этот common sense проявили все сотрудники сети ресторанов: и кассиры, и повара, и руководители среднего звена, и прошли с этим чувством все самые жесткие моменты. Удалось сохранить 92% от всего штата. 

Последние два месяца на доставку и навынос в сети «Теремок» работали 150 точек из 315. Навынос точки работали по правилам Роспотребнадзора; для этого пришлось установить двери с пластиковым покрытием и прорезать в них окно. Понятным образом эта работа как-то позволяла окупать фонд заработной платы команды, и в существующих условиях это было необходимым подспорьем.

Идея «Теремка» опирается на главную русскую кулинарную скрепу — блин.

Безусловно, блин — главный русский продукт, но блины в продажах сети составляют всего 43%. Если бы у «Теремка» не было в ассортименте замечательных супов, пельменей, сырников и салатов, сеть ресторанов точно не состоялась бы как концепция. Концепт «Теремка» — современный русский обед. А вечных ценностей нет. Например, самый продаваемый блин в «Теремке» — блин с ветчиной и сыром. Очень простой блин с очень простым вкусом, и этой простотой он и хорош. Но, если вы возьмете любую кулинарную книгу, вы там этого сочетания не найдете, и это говорит о современности этого бренда.

За последние несколько лет сеть «Теремок» претерпела реконцепт — компания уходит от понятия «фастфуд».

Топ-менеджеры сети верны японскому принципу кайдзен, каждый день каждого месяца и каждого года делают мелкие улучшения. И добавили к этому принципу свое: раз в четыре-пять лет делают глобальное переосмысление бренда. Последняя реинкарнация произошла за последние три-четыре года, когда теремчане осознали себя не фастфудом, а рестораном. Который может дать не только еду, но и чуть больше — то, что относится к экономике впечатлений. Это не только продукт и его продажа с помощью рекламы и маркетинга, это еще и впечатления, которые вы от бренда получаете. Последние десять-пятнадцать ресторанов показывают невероятные результаты по сравнению с предыдущими годами, и значит, компания на верном пути. Коронакризис лишь подставил подножку. Концепция свежа, интересна и в ближайшие два года продолжатся революционные изменения, которые маркетологи бренда уже обкатали и хотят привнести в жизнь. Они настойчиво думают, каким будет «Теремок» в 2030 году.

Войдите, чтобы оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Поделиться