Итак, завершающая часть нашей истории, посвященной soft skills. Предыдущую часть можно прочитать здесь, а ссылки на все части внизу новости.
Как понять, какие soft skills нужны лично мне?
Вспомните несколько рабочих ситуаций или проектов, когда вы показали очень хорошие результаты по вашему мнению и мнению других людей. Что вам помогло их достичь? А чего не хватило для еще бОльших результатов?
Оформите свои мысли в виде двух списков: «мягкие» навыки, которые вам помогли, и навыки, которых не хватило.
Далее оцените уровень их развития по шкале Дрейфусов:
Существует несколько программ на основе крупных компаний или университетов, которые занимаются как развитием, так и оценкой уровня владения “мягкими навыками”.
Первая, о которой мы хотим рассказать – это Erasmus+. И ее ответвление – Youthpass. Для оценки результатов неформального образования используется система сертификатов.
Одна часть сертификата подтверждает участие в проекте. Вторая помогает участнику определить, как изменились его восемь ключевых компетенций по итогам образовательного мероприятия. Тренер создает пространство для рефлексии, тем самым помогает участнику самостоятельно оценить свои компетенции.
Еще один интересный кейс по оценке soft skills - это система бейджей компании Mozilla. В 2010 году Mozilla представила образовательные бейджи — показатели достижения, навыка или качества. Их используют для мотивации, постановки образовательных целей или виртуального резюме компетенций. На бейдже указывают организацию, которая его выдавала, «оценщиков компетенции» и достижения человека.
Причем, что интересно, бейджи может выдавать любой: организатор курса, одногруппник, эксперт, коллега и сам участник. Система бейджей помогает в альтернативных каналах обучения.
Следующая платформа – Appraiser. Ее авторы - международная гильдия молодежных тренеров.
Она используется для оценки компетенций членов сообщества. Каждую компетенцию тренера разбили на показатели, которые он определяет как сильные стороны или зоны роста. Например, обучаемость включает развитие через обратную связь, умение оценивать собственные компетенции и находить ресурсы для своего обучения. Сумма показателей сильных сторон и зон роста дают уровень компетенции в целом.
Далее подключается метод "360 градусов" : по итогам совместной работы на образовательном мероприятии собственную оценку тренера сравнивают с оценкой членов команды и участников. После самоанализа и обратной связи тренеры составляют свой план развития. Оценку компетенций завершают новым планом развития.
Каким именно?
Например, с помощью интерактивной карты возможностей Cities of Learning. На карте мира участники отмечают места, которые соответствуют их интересам и целям, составляется образовательный маршрут — плейлист. Полученные компетенции можно подтвердить цифровыми бейджами. И вперед, в путешествие – зону роста.