Новости Lean
Популярное | Последнее
5177
1
×
"КАМАЗ": России есть чем гордиться!
Сообщество Lean+6Sigma в России
"КАМАЗ": России есть чем гордиться!
LSSRussia.ru
16 марта 2016 в 09:00
Неделю назад на «КАМАЗе» отметили сорокалетие с того момента, как с конвейера предприятия сошёл первый грузовой автомобиль. В 1969 году великая «стройка будущего» собрала в центре страны близ Камы и Волги энтузиастов со всего Советского Союза. За несколько лет был отстроен не только завод, запущенный 16 февраля 1976 года, но и, по сути, целый город.

Сегодня ПАО «КАМАЗ» (входит в ГК «Ростех») занимает в своей отрасли одиннадцатое место в мире по объёму производства. В России Камский автозавод занимает половину рынка грузовых автомобилей и обеспечивает 43% валового территориального продукта в Набережных Челнах. За прошедшие сорок лет предприятием выпущено более двух миллионов грузовиков. В ПАО «КАМАЗ» входит двенадцать крупных автомобильных заводов. Продукцию предприятия эксплуатируют в целом ряде стран, включая Чили, Индию, Никарагуа, Саудовскую Аравию, Вьетнам, Пакистан, Казахстан. 

Управление: в ногу со временем

Как и многие российские предприятия, «КАМАЗ» оказался сегодня в не самых благоприятных экономических условиях. Компании приходится решать проблемы импортозамещения, работать в условиях санкций, справляться с падением производства. 

Предприятие всерьёз занимается комплексной модернизацией, одновременно оптимизируя издержки и затраты. Единого алгоритма нет: где-то эффект даёт автоматизация производства, позволяющая существенно повысить производительность труда и качество работы, где-то оптимизируются производственные площади, снижаются энергозатраты или всерьёз анализируется и перестраивается логистика. 

«КАМАЗ» – признанный в России лидер по внедрению технологий бережливого производства (lean-management). Сотрудники «КАМАЗа» изучали, как работает система бережливого производства за рубежом в концерне DAIMLER – в Бразилии, Турции и Германии. Поэтому подход к внедрению в собственной компании был комплексным и продуманным. Речь идёт не только о конструировании и технологиях производства, хотя многие процессы предварительно моделируются, что позволяет избежать нестыковок на ранней стадии. Пришедшая на смену тысячам таблиц MS Excel автоматизированная система планирования, размещения и диспетчеризации заказов позволила значительно снизить трудозатраты, выявить точки неоправданного расхода ресурсов и рабочего времени и расставить приоритеты по автоматизации многих операций. Внедрённая система связала воедино бухгалтерию, центры научно-технических разработок, закупки, логистику и ИТ, заодно значительно снизив влияние фактора человеческой ошибки. 

Производство новой кабины «КАМАЗа» в 2015 году полностью выстроено на lean-технологиях. К тому же все процессы тщательно задокументированы, что позволит тиражировать их на другие направления. 

Работа по созданию производственной системы «КАМАЗа» (ПСК) была начата ещё в 2006 году: обучались менеджеры, на пилотных участках тестировались технологии. Сейчас количество «эталонных» участков исчисляется сотнями, а количество менеджеров, прошедших переподготовку – тысячами. В минувшем 2015 году внимание в ПСК уделялось трём основным проектам. Система «Автопоезд», позволившая автоматизировать поставки заготовок и комплектующих со склада на конвейер, сэкономила компании около 20 миллионов рублей. Экономия от оптимизации затрат на перевозки превысила 163 миллиона рублей, при этом зарплата водителей даже выросла, т.к. они делают больше рейсов за счёт отказа от стороннего автотранспорта. Экономический эффект от внедрения многостаночного обслуживания по итогам 2015 года компания оценивает в 90 миллионов рублей, он достигнут благодаря повышению производительности труда почти на 15 процентов. В 2016 году планируется повысить производительность ещё на 15% за счёт внедрения эргономичных рабочих мест, на которых сотрудникам предприятия удобно работать. В приоритетах развития производственной системы «КАМАЗа» на 2016 год – оптимизация энергопотребления, ожидаемый экономический эффект от которого превышает 410 миллионов рублей.

Думают на «КАМАЗе» и о диверсификации производства. К примеру, ремонтно-инструментальный завод ПАО «КАМАЗ» (РИЗ) освоил выпуск изделий, необходимых городскому хозяйству Набережных Челнов. Это урны и козырьки для подъездов, ограждения для стадионов, качели для детских площадок и многое другое. Всё это РИЗ предлагает по ценам ниже рыночных, что делает продукцию востребованной.

На «КАМАЗе» разработана концепция роботизации производства, предполагающая внедрение роботов на 900 позициях до 2019 года. «Мы постарались использовать кризисное время и провести опережающее обучение, надеюсь, тем самым ускорим процесс роботизации, – приводятся на сайте Минпромторга слова главного технолога ПАО «КАМАЗ» Равиля Хисамутдинова. – Ведь чтобы выпускать новый продукт, нужны опытные, глубоко знающие свое дело технологи-профессионалы».
Понимая, что главное богатство и капитал любого предприятия – это его сотрудники, а миссия любой компании – улучшение жизни людей, руководство ПАО «КАМАЗ» много внимания уделят работе с кадрами и социальным программам. 

С людьми – по-человечески

«Несмотря на снижение экономических показателей, во время кризиса социальную поддержку необходимо увеличивать, – говорит генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин. – «КАМАЗ» в полной мере осознает социальную ответственность перед своими работниками, поэтому именно сейчас мы предпринимаем различные меры по поддержке персонала, призванные сохранить наш коллектив». 

С сентября прошлого года компания запустила несколько программ социальной поддержки работников предприятия. Сотрудники получают компенсацию за питание, пользуются льготным проездом на транспорте благодаря использованию специальной транспортной карты. Молодые специалисты получают компенсацию для выплат процентов по жилищным кредитам. 

В марте 2015 года «КАМАЗ» был признан в Татарстане «Благотворителем года». Компания участвует в поддержке ветеранов Великой Отечественной войны и детей-инвалидов, шефствует над школами. Челнинские первоклассники традиционно получают от «КАМАЗа» первые школьные ранцы в рамках акции «Помоги собраться в школу». 

Заботится компания и о будущих кадрах, которые придут на производство только через несколько лет. Инженеры «КАМАЗа» делают для детских садиков раскраску «Я люблю «КАМАЗ», школьников приглашают на предприятие в рамках «Дней без турникетов», студентов обучают на базовых кафедрах. Даже преподавателей вузов учат тем дисциплинам, которые необходимы компании: например, преподаватели Камской государственной инженерно-экономической академии (ИНЭКА) прошли курс по бережливому производству и теперь смогут передавать эти знания студентам. Совместно с кабмином Татарстана «КАМАЗ» создаёт многофункциональный центр прикладных квалификаций машиностроения (МЦПК), где студенты колледжей и вузов будут проходить практику, а сотрудники машиностроительных предприятий – повышать квалификацию.

В интервью порталу profiok.com директор по персоналу и организационному развитию АО «Вертолёты России» Евгений Кузьменков привёл в пример «КАМАЗ» в ответ на вопрос о профессиональных качествах современных управленцев: «Мы – страна социальная, и вышедший «из среды» управляющий директор будет иметь заведомо другое мировоззрение, нежели выпускник западной бизнес-школы. На «АвтоВАЗ» пришёл зарубежный управленец и сократил 15-20 тысяч человек. На «КАМАЗе» пошли по другому пути: дали возможность трудоустроиться высвобождающемуся персоналу на других производствах, не связанных с «КАМАЗом», и вместо 3,5 тысяч сокращённых работников получили 5,5 тысяч новых рабочих мест. Такой подход мне импонирует больше».

«КАМАЗ-мастер»: общие победы

Отдельного внимания, без сомнения, заслуживает команда «КАМАЗ-мастер», которая выигрывала золото на ралли «Дакар» уже тринадцать раз! По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, это абсолютный рекорд, достигнутый за счёт труда и мастерства не только спортсменов команды, но и каждого работника предприятия. Спортсменам удаётся одерживать победу за победой благодаря качеству продукции «КАМАЗа», а успехи российской сборной на международных соревнованиях, в свою очередь, делают марку «КАМАЗ» известной за рубежом. 

Выступая перед сотрудниками «КАМАЗа» по случаю 40-летия выпуска первого грузовика, президент России Владимир Путин не забыл упомянуть челнинских гонщиков: «Вся страна знает вашу замечательную команду «КамАЗ», которая выступает на самых престижных международных соревнованиях, завоёвывает первые места… Это говорит и о качестве машин, о том, кто и как их делает, и, конечно, о мастерстве наших спортсменов. Благодаря им «КАМАЗ» стал известен в мире и продвигается по всему миру». 
Спортсменов «КАМАЗ-мастера» в Набережных Челнах знают и любят все. На соревнованиях 2016 года команде не повезло, гонщики завоевали лишь серебряные награды. Тем не менее, их встречал буквально весь город – как победителей. «Мы с радостью приветствуем вас в родном городе, – обратился к спортсменам первый заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» Юрий Герасимов. – Здесь вас всегда ждут. И самое главное – ждут живыми и здоровыми. Пусть в этот раз победа досталась не вам, в спорте так бывает, но вы достойно пришли к финишу».

Впрочем, расслабляться гонщикам «КАМАЗ-мастера» не придётся: уже летом, в июле, их ожидает новый старт – «Шёлковый путь».

Источник: 
Войдите, чтобы оставить комментарий
E-Mail
У меня дополнеение... Зачастую встречаются такие "профессионалы", которые выучили всю теорию, изучили много материалов и мнений специалистов, но сами рукаим ничего не пробовали внедрять. Отсюда ограниченное количество примеров внедрения инструментов, часто неправильная трактовка результатов и рекомендации. Из-за этого в рунете, да и в глобальной сети очень много споров о правильности использования того или иного инструмента. Начиная от "5Почему" , заканчивая системой выстраивания КПЭ
16 марта
Поделиться