Арсенал Бережливого производства состоит из огромного количества инструментов. Какие-то используются для поиска идей, новых предложений, какие-то - помогают вовлечь персонал.
Сегодня я хочу познакомить вас с инструментом, который занимает особое место в Бережливом производстве. С помощью него можно определить и устранить потери любого масштаба на протяжении всего производственного процесса, рассмотрев его как единый поток. Это Карта потерь (КП).
Анализ полученных с ее помощью данных бесценен: это и расстановка приоритетов по устранению найденных узких мест в потоке (именно на этом этапе уместно использование системы 5S, а не в начале, что ошибочно), и подбор систем и методик для определения первопричины проблем.
Карта потерь позволяет простроить стратегию по внедрению Бережливого производства в целом, а также, что немаловажно, вовлечь персонал в процесс изменений и качественно снизить его сопротивление, если оно есть.
Про важность инструмента я вам рассказал, а теперь хочу отметить его особенность.
В ходе переговоров с руководителями предприятия одной из компаний-заказчиков Топ-Менеджмент Консалта была высказана следующая мысль: «КП на любом производстве видоизменяются в процессе внедрения в иной инструмент и перестают работать в своем первоначальном виде».
Этот тезис и подтолкнул меня написать данную статью. Действительно, если в определённый момент все основные потери в компании уже устранены или стоимость улучшений выше стоимости внедрения, то неизбежно меняется и построенная модель потока.
А это, в свою очередь, означает, что КП не может жить постоянно в одной форме, по крайней мере, в том виде, в котором её запускают
Так какое же плечо у этого инструмента или сколько времени он работает? Давайте разбираться.
Цикл жизни КП зависит от скорости решения/устранения потерь, а также от завершения всех проектов, которые способствуют увеличению статусности компании и мотивации сотрудников.
Примерную зависимость можно увидеть на графике ниже:
ВЫВОД
Чем быстрее мы исправляем найденные места низкой эффективности, тем меньше живет КП, перерождаясь в другие инструменты или процессы, поддерживающие постоянное улучшение.
Что происходит на следующем этапе?
Изменяется сам формат работы по поиску потерь, например, запускаются отдельные процессы по их сбору – аудиты. Они проводятся не в формате единого потока, а узконаправленно, там, где это необходимо.
Проводят аудит, как правило, Зеленые пояса. Менее квалифицированные сотрудники зачастую допускают ряд ошибок, а это приводит к негативным последствиям, например:
-
выявлению не всех потерь либо неверному их толкованию;
-
сбору нескольких типов проблемных мест, которые больше понятны при обнаружении;
-
возникновению неверных вопросов в ходе определения факта найденной проблемы.
Не бойтесь, что КП в определённый момент перестанет давать результат. Основная ценность и первостепенная задача данного инструмента – сбор потерь и их дальнейшая аналитика.
И только через несколько лет работы придется принять решение, когда остановить эту работу или на какой инструмент Lean перейти.
А что за инструменты это могут быть, я напишу в следующей статье