Памятка для тренинг-менеджеров
Елена Ксенофонтова, к. психол. наук, ведущий консультант ГК «Топ-Менеджмент Консалт»
www.tmconsult.ru
Продажи
Компания существует благодаря тому, что кто-то покупает производимые ею продукты или услуги. Следовательно, наиболее
ощутимый и ежедневно востребованный результат обучения связан с повышением эффективности деятельности всех тех, кто прямо или косвенно обеспечивает постоянное поступление денег от клиентов компании.
Повышение реальной клиентской ориентированности представителей всех подразделений — существенный вклад в непрерывность этих финансовых потоков.
Операционная эффективность
Лучше продается, как правило, более качественный продукт, не превышающий по цене (себестоимости) аналоги конкурентов. Все, кто способствует его разработке, производству или закупкам, нуждаются в обучении. А это, фактически, вся компания. Командная сплоченность, следование корпоративным ценностям, постоянное совершенствование бизнес-процессов и конкретных технологий — задача не из легких.
Основные конкурентные преимущества компании
создаются здесь, однако готовых тренингов с «правильными рецептами» за пределами компании искать бессмысленно.
Лидерские качества руководителей
Руководителей обучать нужно больше, чем всех остальных — иначе обученные нижестоящие не смогут внедрить все то, чему их обучили. Но обучение команды топ-менеджеров значительно дороже. И не всегда они готовы выделять на это свое время. Индивидуальное руководство-лидерство совершенствовать можно, но основной результат будет достигнут от повышения эффективности, в первую очередь, их
совместной управленческой деятельности.
Расходы для доходов!
Расходы на обучение очевидны. Доходы от него посчитать трудно.
Но количественная оценка изменений в эффективности деятельности обученных — необходима!
Задачи каждого мероприятия
Провести обучение — не самоцель. Необходимо научиться
оценивать: сначала требующийся, а затем достигнутый
вклад каждого конкретного
обучения в результативность деятельности сотрудника, бизнес-процесса и подразделения.
Администрирование мероприятий
Неудовлетворенность руководителя обучаемого и самого обучаемого
организацией занятий может
уничтожить весь смысл как прошедшего, так и следующих обучений.
Будущее — главный ориентир
Обучать тому, что сотрудники сейчас «делают не очень хорошо» — поздновато!
Нужно обучать тому, что они должны будут
«хорошо делать» завтра!
Исследование возможностей разных форм обучения
Аудиторная форма обучения —
полезный или
привычный вариант? Есть еще обучение на рабочем месте, дистанционное обучение через Интернет / Интранет, учебные курсы в аудио-видео формате, методически обеспеченное наставничество, долгосрочные программы обучения в учебных заведениях, стажировки, книги, конкурсы по профессии, творческие групповые мероприятия и т. д.
Знания
Профессионалам необходимо
поддерживать свои знания на
современном уровне. Конференции, общение в профессиональных сообществах, современная русскоязычная и иностранная периодика, база знаний, связанных с технологиями и продукцией компании, всё это требует не только финансовых «вложений», но и большой организационной работы.
Навыки
Тренинг по отработке навыков — это преувеличение. Как правило, тренинги дают понимание и умение делать что-то новое, поначалу непривычно и не гладко. Если в ежедневной деятельности эти умения не применять — автоматизированными навыками они никогда не станут. Однако текущая организация работы в подразделении может не позволять сотрудникам применять освоенные на тренинге навыки.
Ежегодная оценка соответствия необходимых компетенций имеющимся
Потребность в обучении нужно выявлять объективно: под стратегические задачи бизнеса оценивать наличие соответствующих компетенций у персонала. Тогда можно строить
программы а) ротации и найма носителей тех компетенций, которые эффективнее приобрести, чем «наращивать» у имеющегося персонала подразделения и
б) развития, в первую очередь, тех компетенций, которые будут ключом к успехам бизнеса компании и сегодня, и завтра. У
каждой должности свой ключ!
Самосовершенствование и сотрудников, и организации
Выигрывают те компании, в которых люди не ждут, пока их обучат, а
сами работают над собой,
чтобы работать наиболее эффективно. Так же, как на всех уровнях управления, организация учится на собственных ошибках и удачах, понимая, что
самообучающаяся организация — это не мода, а свойство действительно сильных. Соответствующее понимание и мотивация просто так не появляются – их необходимо специально
«встраивать» в культуру организации и поддерживать!
Успешность управления персоналом в целом
Если сотрудник не лоялен компании, обучение, в значительной степени, это повышение его рыночной стоимости. Тем не менее,
если компания не повышает квалификации и не дает развития сотруднику — это прямой путь к понижению и его эффективности, и его лояльности.
Одного обучения в управлении персоналом недостаточно, но без него не обойтись!