1689
×
Шесть Сигм – это вам не игрушки. Или игрушки?
Сообщество Lean+6Sigma в России
Шесть Сигм – это вам не игрушки. Или игрушки?
Антон Анферов, Руководитель направления Шесть Сигм, Топ-Менеджмент Консалт
27 апреля в 14:00
Фото: flickr.com
Фото: flickr.com

«Пойди придумай игру про Шесть Сигм» - говорили они…

«Чтобы она была простая»- говорили они…

«Но чтобы все участники поняли основы методики» - говорили они…

«Ведь ты же можешь»

П.С. Как оказалось, действительно могу…


Собственно в предисловии я практически дословно изложил то ТЗ, которое однажды было поставлено мне перед разработкой игры «Шесть Сигм на производстве».

Задача, надо сказать, нетривиальная: методика Шесть Сигм в основе своей, как известно, базируется на сборе и серьезной статистической обработке данных, а статистический анализ, хоть и является обязательным предметом в большинстве ВУЗов, все же вряд ли можно считать простым и любимым предметом масс. По моим личным наблюдениям из инструментов Lean и Шесть Сигм примерно 9 кандидатов из 10 предпочитает инструменты Lean (что, к слову, нормально).

То есть что мы имеем на старте? С одной стороны -  методика с довольно непростым инструментарием, основанным на еще более непростой науке, хотя и с интуитивно понятной логикой действий. С другой стороны – участники, большинство из которых работники Гембы. При этом часть из них могут считать себя гуманитариями и не питать склонности к числам, а часть не будут иметь высшего образования, а значит обладают только общими сведениями о статистике.

И все это нужно совместить так, чтобы все участники, независимо от уровня знаний, склонностей или подготовки поняли принципы методики, понять, зачем она нужна…и захотеть научиться пользоваться ей в своей работе.

Да уж…не ищем мы легких путей. Что ж, как писал Курт Воннегут: «Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику, чем он занимается, то он шарлатан».

С чего же должна начинаться такая игра? Очевидно с основ. Что является основой в методике Шесть Сигм? Конечно сама Сигма и связанное с ней понятие Вариации. А значит, в первой части игры участникам нужно весело освоить эти понятия. После пары вариантов, выбор пал на игру в дартс как на источник распределения данных. Она идеально подошла для наглядной демонстрации распределений, отклонений, вариаций, сигмы, среднего и всего того, что на простой лекции «склеивает веки и сводит скулы». Дротики с удовольствием швыряют все, независимо от пола, возраста и должности. При этом еще и постигаются основы.  

Отлично. Первая часть сработала. Сидят довольные участники, покидавшие дротики, посоревновавшиеся и на примере уяснившие, что есть что. А еще им вдруг стало интересно, что будет дальше.

А дальше сложнее. Главный метод решения проблем в методике – проект со сбором данных и аналитикой. Плюс к этому надо научиться находить проблемы и устранять их.

Помещу ка я их в «шкурку» зеленого пояса, которому дали участок для улучшения. После этого родилось Производство из нескольких простых этапов, в каждый из которых заложен брак, несбалансированность и все другие неприятности, с которыми борется Шесть Сигм. И конечно несколько этапов полностью автоматизированы. Гулять, так гулять.

Не буду утомлять вас деталями, важно то, что каждый этап можно улучшать разными способами, а можно не улучшать вообще. При улучшении тратятся ресурсы, поэтому бездумно действовать не получится. А еще для каждого улучшения нужно выделить проектную команду. Для совершенствования автоматических процессов есть мини игры.

Добавим разные стоимости покупки «продукции» у клиентов, некоторые из которых могут купить даже брак (только т-с-с, никому не говорите). Разный уровень брака у поставщиков и возможность их улучшения. Простые системы начисления зарплат, премий и штрафов. Очень важная роль у директора «предприятия», без которого теперь точно никуда.

В общем, каждому участнику будет, во что поиграть и где применить свои таланты, независимо от роли.

Ах да, забыл добавить про недостаток времени и ресурсов…Улучшить все этапы будет не по карману, придется выбирать.

В итоге получилась игра, в которую может играть любой сотрудник компании из любой отрасли. Все основополагающие принципы Шесть Сигм идут последовательно друг за другом, выстраиваясь в очень логичную и интуитивно понятную цепочку действий. Никто не стоит без дела, а скучать попросту некогда, каждому приходится искать улучшения и принимать решения вместе с коллегами.

После первого испытания игры «в поле», усталые, но не побежденные довольные участники с блестящими глазами рассказывали, что теперь им понятно, как непросто Зеленым поясам, что будут теперь их поддерживать. И что вообще-то оказывается не так страшно решать проблемы, и они хотят так же устранять их в своих подразделениях. Были и такие, кто просился на обучение. Много эмоций было.

А победили в игре, кстати, не те, кто экономил и не улучшал процессы, и не те, кто улучшал все подряд, а те, кто улучшил немного, но с умом. Об этом на финальной речи директор команды-победителя с видимым удовольствием и поведал всем участникам.

В общем, как оказалось, я действительно «смог и не шарлатан».

Буду делать игры и дальше.

П.С. Только бы не заказали игру на Проверку гипотез…  

Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться