«Пойди придумай игру про Шесть Сигм» - говорили они…
«Чтобы она была простая»- говорили они…
«Но чтобы все участники поняли основы методики» - говорили они…
«Ведь ты же можешь»
П.С. Как оказалось, действительно могу…
Собственно в предисловии я практически дословно изложил то ТЗ, которое однажды было поставлено мне перед разработкой игры «Шесть Сигм на производстве».
Задача, надо сказать, нетривиальная: методика Шесть Сигм в основе своей, как известно, базируется на сборе и серьезной статистической обработке данных, а статистический анализ, хоть и является обязательным предметом в большинстве ВУЗов, все же вряд ли можно считать простым и любимым предметом масс. По моим личным наблюдениям из инструментов Lean и Шесть Сигм примерно 9 кандидатов из 10 предпочитает инструменты Lean (что, к слову, нормально).
То есть что мы имеем на старте? С одной стороны - методика с довольно непростым инструментарием, основанным на еще более непростой науке, хотя и с интуитивно понятной логикой действий. С другой стороны – участники, большинство из которых работники Гембы. При этом часть из них могут считать себя гуманитариями и не питать склонности к числам, а часть не будут иметь высшего образования, а значит обладают только общими сведениями о статистике.
И все это нужно совместить так, чтобы все участники, независимо от уровня знаний, склонностей или подготовки поняли принципы методики, понять, зачем она нужна…и захотеть научиться пользоваться ей в своей работе.
Да уж…не ищем мы легких путей. Что ж, как писал Курт Воннегут: «Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику, чем он занимается, то он шарлатан».
С чего же должна начинаться такая игра? Очевидно с основ. Что является основой в методике Шесть Сигм? Конечно сама Сигма и связанное с ней понятие Вариации. А значит, в первой части игры участникам нужно весело освоить эти понятия. После пары вариантов, выбор пал на игру в дартс как на источник распределения данных. Она идеально подошла для наглядной демонстрации распределений, отклонений, вариаций, сигмы, среднего и всего того, что на простой лекции «склеивает веки и сводит скулы». Дротики с удовольствием швыряют все, независимо от пола, возраста и должности. При этом еще и постигаются основы.
Отлично. Первая часть сработала. Сидят довольные участники, покидавшие дротики, посоревновавшиеся и на примере уяснившие, что есть что. А еще им вдруг стало интересно, что будет дальше.
А дальше сложнее. Главный метод решения проблем в методике – проект со сбором данных и аналитикой. Плюс к этому надо научиться находить проблемы и устранять их.
Помещу ка я их в «шкурку» зеленого пояса, которому дали участок для улучшения. После этого родилось Производство из нескольких простых этапов, в каждый из которых заложен брак, несбалансированность и все другие неприятности, с которыми борется Шесть Сигм. И конечно несколько этапов полностью автоматизированы. Гулять, так гулять.
Не буду утомлять вас деталями, важно то, что каждый этап можно улучшать разными способами, а можно не улучшать вообще. При улучшении тратятся ресурсы, поэтому бездумно действовать не получится. А еще для каждого улучшения нужно выделить проектную команду. Для совершенствования автоматических процессов есть мини игры.
Добавим разные стоимости покупки «продукции» у клиентов, некоторые из которых могут купить даже брак (только т-с-с, никому не говорите). Разный уровень брака у поставщиков и возможность их улучшения. Простые системы начисления зарплат, премий и штрафов. Очень важная роль у директора «предприятия», без которого теперь точно никуда.
В общем, каждому участнику будет, во что поиграть и где применить свои таланты, независимо от роли.
Ах да, забыл добавить про недостаток времени и ресурсов…Улучшить все этапы будет не по карману, придется выбирать.
В итоге получилась игра, в которую может играть любой сотрудник компании из любой отрасли. Все основополагающие принципы Шесть Сигм идут последовательно друг за другом, выстраиваясь в очень логичную и интуитивно понятную цепочку действий. Никто не стоит без дела, а скучать попросту некогда, каждому приходится искать улучшения и принимать решения вместе с коллегами.
После первого испытания игры «в поле», усталые, но не побежденные довольные участники с блестящими глазами рассказывали, что теперь им понятно, как непросто Зеленым поясам, что будут теперь их поддерживать. И что вообще-то оказывается не так страшно решать проблемы, и они хотят так же устранять их в своих подразделениях. Были и такие, кто просился на обучение. Много эмоций было.
А победили в игре, кстати, не те, кто экономил и не улучшал процессы, и не те, кто улучшал все подряд, а те, кто улучшил немного, но с умом. Об этом на финальной речи директор команды-победителя с видимым удовольствием и поведал всем участникам.
В общем, как оказалось, я действительно «смог и не шарлатан».
Буду делать игры и дальше.
П.С. Только бы не заказали игру на Проверку гипотез…