711
×
О Zara по-бережливому. Вернуть нельзя заменить - где ставим запятую?
Сообщество Lean+6Sigma в России
О Zara по-бережливому. Вернуть нельзя заменить - где ставим запятую?
Денис Тверской, Партнер Топ-Менеджмент Консалт
11 июля 2022 в 15:00

Друзья! Хотелось бы поговорить на тему очень интересную и животрепещущую для многих читателей.

Это тема, конечно, которая сейчас находится в повестке дня: импортозамещение и уход иностранных компаний.

Я хочу обсудить с вами достаточно узкий спектр – спектр компаний, которые производят и продают одежду. Мы знаем, что ушло большое количество компаний, располагавшихся в нише массмаркета: Zara, HM, Uniclo и т.д. Чем они выделялись? Ответ прост - своей “народностью”, не говоря уже про польские бренды, которые шли определенным эшелоном среди своей целевой аудитории.

А подробнее я хочу остановиться на компании Zara. Я уже писал несколько лет назад про нее. И, если мы с вами будем говорить про тренды Fashion индустрии, то чем же Zara выделялась среди прочих?

Zara очень быстро меняет линейку. И известно, что от момента создания макета или прототипа модели до реализации на полке проходит очень мало времени. В некоторых источниках говорят о двух неделях, но даже если мы развернем это время до месяца, это будет в несколько раз быстрее, чем у конкурентов.

Иногда придя в магазин за определенной вещью, которая вам приглянулась пару недель назад, вы уже не можете ее найти, потому что линейка уже поменялась.

Если кто-то из читателей был в магазинах, то наверняка отметил следующие “фишки”:

  • очень много линеек: от классической одежды до современных трендовых вещей;

  • быстрая сменяемость ассортимента, о чем мы писали выше;

  • высочайшая чувствительность к запросам рынка: создание моделей с актуальными цветами, принтами, фактурами, кроем и т.д.

Такую скорость реакции бренда к голосу клиента обеспечивают внедренные Lean-технологии.

Как ей это удается?

Конечно, не весь процесс производства продукта от начала и до конца происходит так быстро.

Производственный поток разбит на большое количество итераций, что делает возможным на определенном шаге создавать заготовки, которые далее можно будет впоследствии доработать до готового изделия и с помощью развитой логистической цепочки доставить из определенного региона в точку конечной реализации.

Например, если мы говорим про цеха, в которых шьется одежда – это не только Азия, Китай и т.д., но и север Африки или какие-то другие страны с низкой стоимостью рабочей силы, но при этом позволяющие эффективно организовать логистическое плечо, позволяющее быстро доставлять товар до полки. Благодаря бережливому производству, точным расчетам и быстрой обратной связи от покупателя бренд развивается.

А теперь вернемся к импортозамещению. Хотелось бы порассуждать. Даже если мы возьмем российские компании, которые хотят занять освободившуюся долю рынка – могут ли они похвастаться такой же оперативностью и реакцией на голос клиента не в рамках мира, а локально вокруг нашей страны. Насколько мы можем увидеть такой эффективный и выдающийся подход?

К сожалению, на мой взгляд, таких компаний пока нет. Зачастую мы не можем организовать процессы таким образом, чтобы они отвечали мировым стандартам. В силу определенных вещей: это могут быть непреодолимые обстоятельства, технические возможности и, главное, трудности, скрытые в головах людей.

Мы много работали с компаниями, производящими одежду, то есть компаниями легкой промышленности, и на самом деле даже лидеры рынка не всегда открыты к изменениям.

И многие люди смотрят в экран мобильного телефона, смотрят сайты, читают информацию, эту статью даже и думают: “Это хорошо, в другой компании все намного проще. В нашей компании трудности с контролем качества, поставщиками и многим другим.”

Причем это даже не связано с конкретной деятельностью компании в определенной отрасли.

Как только мы смотрим на сторонние примеры и кейсы, нам кажется, что у них все легко и просто, а вот у нас все гораздо сложнее. И мы соглашаемся, мы понимаем чьи-то чужие результаты, а вот посмотреть со стороны на свои процессы мы не хотим, потому что у нас все всегда слишком сложно.

Даже если вернуться к нашему примеру с нишей массмаркета в легкой промышленности.

Мне кажется, что для того, чтобы давать достойный сервис и качество, которое можно сравнить с западными аналогами, сохранив при этом целевую аудиторию и себестоимость товаров, придется вдумчиво проанализировать свои бизнес-процессы и качественно улучшить их, выведя на новой уровень.

На самом деле, это такой огромный козырь в рукаве у производителя и собственника компании, если он задумается и перенаправит свои финансовые потоки и инвестиции на внедрение инструментария бережливого производства для того, чтобы сделать мощный рывок по повышению производительности, качества, то эта компания займет широкую нишу на рынке и усилит свои позиции на полках торговых центров, в интернет-магазинах, и сможет правильно и грамотно работать с персоналом, с трендами, с маркетологами, с байерами – со всеми теми людьми, которые участвуют в формировании потока от самого его начала до реализации и конечного получения клиентом в руки этого продукта.

Всего лишь нужно выстроить этот поток – поток создания ценности. Очень хочется, чтобы в нашей стране были именно такие производители, такие компании, которые смогут заместить ушедшие с рынка бренды, а, может, в перспективе и выстрелить на том самом западном рынке.

Несколько пафосное окончание, но я, действительно, в это верю и думаю, что многие со мной согласятся!

Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться