3054
×
Применение принципов LEAN в строительстве. Часть 1
Сообщество Lean+6Sigma в России
Применение принципов LEAN в строительстве. Часть 1

Я решила опубликовать цикл заметок о Lean в строительстве, так как есть опыт погружения и решения проблем в этой отрасли.

Применим ли Lean в Девелопменте и строительных компаниях? 

Однозначно, да. 

Особенно, если рассматривать Lean не как набор инструментов, а шире: как философию долгосрочного развития, непрерывного совершенствования компании, людей и процессов, как систему постоянного улучшения качества продукта, как особую Производственную культуру. Ведь создание городов – это Созидание, именно с большой буквы. Сродни прикоснуться к чему-то великому и вечному. 

И компании, возводящие жилые объекты, на мой взгляд, просто не могут рассчитывать на успех при отсутствии у них миссии и философии долгосрочного развития, в основе которых всегда лежит понимание ценностей современного общества.

Ошибочно предполагать и то, что методы Lean будут ключевыми в развитии предприятия строительной отрасли. 

В потоке создания ценности жилого объекта, который начинается на этапе архитектурной концепции, переходит в проектирование, затем на производство и строительную площадку и заканчивается на этапе сдачи жилого объекта в эксплуатацию, гораздо важнее создать единое информационное пространство, посредством BIM технологий (building information modeling). 

Так скажет нам в большинстве случаев Девелопер. И будет прав. Но в переходе к этому светлому будущему потребуется навести элементарный порядок в процессах, и здесь инструменты Lean будут очень кстати.

Кого считать потребителем (заказчиком) в строительстве, следуя первому принципу Lean: «Определите потребителя и ценность продукта для него?» 

В российских реалиях заказчиком объекта (продукта) зачастую выступает Девелопер, сопровождающий процесс создания жилого объекта на всех этапах. То есть: он формирует концепцию, техническое задание на разработку и проектирование, подбирает землю и исполнителей всех работ. Роль заказчика также может исполнять инвестор, а в некоторых случаях и сам застройщик, либо лицо, им уполномоченное. 

Однако, все вышеуказанные юридические лица, называемые в строительстве заказчиками, должны принять во внимание потребности конечного клиента. А им является... жилец, купивший квадратные метры в жилом объекте, и не просто метры. 

Сегодня житель города покупает среду для комфортной жизни. И сегодня блогер с миллионом подписчиков раскроет вам все прелести, или не прелести жизни в жилом комплексе от грамотной организации парковки и детской площадки, до вентиляционной разводки и каждой щели на откосе подоконника. Напомнив, таким образом, «заказчикам», что качество оценивает не только инспектор Ростехнадзора, но и обычный городской житель, имеющий свободу и право выбора.


Что считать потоком в строительстве, следуя второму принципу Lean: «Определите поток создания ценности продукта»? 

Выделяя разные потоки в строительстве, можно руководствоваться теми же принципами, что и в традиционном производстве: этапы обработки продукта и время обработки. Домокомплект из железобетона, монолитная высотка с перегородками из газобетона, дом из керамического кирпича – это разные продукты и разные потоки, и рассматривать их необходимо по отдельности.

Если в традиционном производстве ключевым показателем в потоке является время прохождения заказа, то в строительстве нас интересует треугольник успешности проекта: цена, качество, сроки. 

"Каждый проект уникален", – скажет нам Девелопер. 

И имеет ли смысл применять картирование потоков и процессов, или необходимо направить усилия на проектные инструменты: планирование проекта, определение критического пути, контроль и анализ отклонений? 

Да, есть доля уникальности, но есть и доля повторяемости в разных проектах. 

Сколько проектов реализуются в срок и в рамках планируемого бюджета? 

Единицы. Высокая вариабельность процессов поставок материалов, низкий уровень стандартизации процессов и операций на строительной площадке, множество доработок и переделок на всех этапах, связанных с «сырым» проектированием. 

Каждый новый проект проходит те же стадии обработки, те же процессы в подразделениях компании, чаще всего, нескольких компаний. 

Причин для несоблюдения сроков проекта много, устранить их невозможно, не занимаясь процессами. Не выстраивая непрерывный поток, где это возможно. 

  • Производство железобетонных панелей с нужным временем такта потребует решения проблем с технологической подготовкой производства. 

  • Повышение скорости процессов технологической подготовки станет невозможным без порядка передачи и контроля проектной документации.

  •  Для снижения ошибок при проектировании, а также, повышения технологичности проектных решений потребуется создать систему учета и анализа всех несоответствий нашего продукта, выявленных на каждом этапе производства и строительства.


С чего же начать? Для начала стоит построить карту потока макро-уровня, которая будет включать в себя:

  1. Основные этапы, которые необходимы для создания и строительства жилого объекта: от концепции до сдачи объекта (фактически, жизненный цикл проекта).

  2. На стыке этапов определить измеримые показатели, интересующие внутренних клиентов этого этапа. Возьмем этап проектирования, исполнителем которого является архитектурное бюро, или проектная компания. Потребителей у данного этапа может быть несколько: технологический отдел генерального подрядчика и производства, строительная площадка, отдел закупок. В большинстве случаев основными измеримыми показателями данного этапа будут время разработки ПД (проектной документации), количество ПД (альбомы, или чертежи), выданной без ошибок и в срок, комплектность ПД. В свою очередь, у проектного, или архитектурного бюро будут свои требования к поставщику. Это условия к техническому заданию от заказчика, перечень ограничений от производства железобетонных изделий.

  3. Время каждого этапа экспертно и статистически.

  4. Перечень проблем, опять же экспертно и статистически.


Работа по созданию такой макро-карты является необходимой для планирования и организации дальнейшего сбора данных, а также построения детальной карты на каждом этапе. Ее необходимо начинать в составе межфункциональной группы из руководителей и специалистов каждого этапа, являющихся экспертами (знатоками) процессов. В процессе ее создания группа сформирует единое понимание границ всего потока, его этапов. Услышит требования внутренних клиентов и видимых проблем. Также это позволит определить дальнейшие шаги и ресурсы по картированию каждого этапа. 

Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться