Вы знаете, что множество карт потерь, досок проблем, систем полезных идей страдают и разбиваются о препятствия в коммуникациях и обратной связи?
Пойдем сразу в примеры. Взяты из многолетнего опыта работы с разными компаниями.
На пилотных участках внедряются карты потерь. Ответственный за их внедрение - сотрудник отдела по непрерывному совершенствованию. Прошел обучение, и темой его практической работы становится внедрение карты потерь в одном из подразделений производства. Поначалу все идет неплохо. Руководитель участка, на котором ведется внедрение, в целом не против, однако времени на участие в этом новшестве особо нет. Поэтому ответственному все карты в руки, занимайся. Обучение работников проведено, рассмотрены примеры потерь и собран первый урожай. И даже второй и третий. А потом тишина. Можно предположить, что потери закончились….Ответственный начинает сетовать на отсутствие мотивации и придумывать разные пряники, вплоть до ста рублей за выявленную возможность улучшений. Дескать, людей надо как-то поощрять для того, чтобы они в своих же процессах отмечали потери.
Начало этой истории всегда одно и то же. Может быть, отличие в том, что ответственный за внедрение – сам же руководитель участка. И продолжение часто похоже, когда начинаешь разбираться, в чем дело. А по результатам формируется знание «как делать не надо», такой перечень вредных советов, которые хочется дать тому, кто хочет дело «завалить» наверняка.
Когда потери собраны, повесьте общий список потерь файлом с таблицей, желательно уместив всё на формате А4, поэтому шрифтом 10-12. Не беда, что несколько листов. Пусть люди читают на досуге.
Если работники, рассказавшие о потерях, через неделю спросят Вас: «А когда мои потери устранят?» - опустите голову и виновато признайтесь, что пока не смогли.
Если кто-то из работников будет обижен, если скажет, что почему-то другие потери берут в работу, а его – нет, не объясняйте ничего. У вас по этому поводу нет точного ответа.
Продолжайте собирать потери, ведь чем больше – тем лучше. Придет время, и вы покажете результаты – сколько часов теряется на потерях.
Регулярно докладывайте руководителю участка о том, как идет сбор потерь (если вы сотрудник отдела по бережливому производству). Пусть это станет одним из личных ваших показателей по бережливому производству, вы же ответственный.
Если же вы и ответственный, и руководитель в одном лице, то занимайтесь картой тогда, когда ваши основные задачи уже выполнены. Т.е. когда появилось свободное от работы время.
Опять же, если вы руководитель, сделайте недовольное лицо, скептически скажите в ответ на «заявление» о потере: «А чем ты раньше-то смотрел, и сколько времени это уже продолжается?»
Сделайте процедуру принятия решений как можно более согласованной. Обсуждайте подолгу одну и ту же проблему, ведь столько мнений на этот счет. Нужно учесть интересы всех сторон.
Если вы руководитель, то старайтесь не говорить много о потерях, ведь тогда вы покажете свои слабые места всем.
Организуйте для работы с картой потерь отдельное направление, назовите это «внедрение бережливого производства» или «мое выполнение проекта для получения Желтого пояса».
И это далеко не всё. Но уже достаточно, чтобы карта потерь опустела на второй месяц после запуска.
Если же вам хочется услышать полезные советы, то их не будет. Советы в большинстве своем не работают, а вот личные решения – да.
И вопросы с подсказками в этом помогают:
1. В каком виде лучше давать обратную связь по картам (например, недельную статистику по карте потерь)? Так, чтобы были понятны:
2. Как могут люди сами содействовать устранению потерь, как вы привлечете их к этой работе?a. общие данные о потерях и их влияние на понятные всем показатели участка;
b. какие из потерь самые серьезные и почему;
c. какие потери сейчас могут быть решены, и что для этого делается;
d. какие потери требуют анализа, и чья помощь, включая работников, нужна;
e. какие потери сейчас не могут быть решены, почему
f. каковы результаты от устранения, на что это повлияло сейчас, каких рисков удалось избежать
Качественная обратная связь - это не только про результаты, но и про ход событий. А честная обратная связь – это уметь сказать о трудностях, а не только об успехе.
Опыт показывает, что лучше всего карты потерь начинают работать, когда их не отделяют от ежедневной операционной рутины, ежедневных планерок. Не рассматривают как пятое колесо, а воспринимают как естественную работу, которая направлена на достижение ежедневных результатов по выработке, качеству и пр. Связывают текущие отклонения с потерями.
И роль руководителя участка становится здесь ключевой. Отношение его к картам, как к естественным процессам, таким как: получить нужный инструмент для работы, получить и выполнить задание – гарантия успеха.