Управление на цеховом уровне использует несколько инструментов визуализации, среди которых Доски визуального управления занимают не последнее и очень полезное место. Во время нашей работы на предприятиях приходилось встречать различные их виды и формы ведения.
Причем, оценить насколько данный инструмент используется, обычно не составляет труда. Приносит он реальную пользу в управлении, либо является лишь нагрузкой для сотрудников, регулярно печатающих красивые графики, понятно сразу. Самыми непонятыми остались, пожалуй, доски с японскими иероглифами, хотя и здесь можно было сделать основные выводы о содержании информации и текущем статусе: «в плане», или «есть отставание». На фото одна из таких досок в логистическом центре.

Основная функция
данной доски – это управление процессом: планирование и контроль отгрузки комплектующих в машины по постам. Семь постов – семь строк, или горизонтальных разделов, в каждой строке карточки заказа на всю смену.

Вверху строки идет шкала, деление которой – 5 минут. 20 минут – на загрузку каждой машины. Синяя сторона магнита на карточке говорит о том, что машина загружена и отправлена. Желтая – это те, что предстоит загрузить.
Ответственный за ведение доски – это супервайзер. Он расставляет карточки заказов на смену и просто переворачивает магнит, когда машина ушла с поста загрузки.
Потребители информации с доски – это все остальные руководители и сотрудники.
На мой взгляд, хороший пример удобства и простоты инструмента. Чтобы понять эффективность, следует «копнуть» глубже. Кому нужна информация об отклонениях, и кто и как принимает меры. Иначе говоря, как работает цепочка принятия решений.
Таким образом, есть три вопроса, которые стоит задать себе при планировании внедрения данного инструмента:
-
Цель и функция доски визуального управления? Понятно, что для быстрой оценки ситуации в процессе, производстве и фиксации статусов и отклонений. Но не каждый вначале такой инициативы способен это понять: «Я здесь начальник и сам все решу». Культура, привычка, среда. Поэтому, придется потрудиться, чтобы цели были приняты владельцем процесса. Пока этого не случится, инструмент не заработает.
-
Потребители информации с доски визуального управления? В случае с логистическим складом, у сотрудника, который видит отклонения появляется задача перераспределить посты для заезжающих машин, или очередность их заезда. Это очень оперативная задача, так как нерациональная расстановка может привести к дополнительным потерям времени, как минимум. И к задержкам поставки, как максимум. Если информация с доски никем не используется, если реагирование участников процесса, или смежных подразделений отсутствует, то смысл теряется. Желание отражать информацию тоже. Поэтому данный вопрос важный и нужно в самом начале на него ответить и разработать процессы реагирования на информацию с доски. «Цепочка помощи оператору» - про это.
-
Предполагалось, что третий вопрос – это назначение ответственного. Но не только. Третий вопрос это уже техника: Как, когда, кто, в каком виде, с какой периодичностью должен отражать информацию.
Типичные доски управления производственными
показателями включают в себя разделы по производительности, качеству, безопасности. Это ключевые составляющие, которые берут начало аж от финансовых целей предприятия. Сложнее обстоят дела с досками, которые охватывают производственную систему в целом. Разделов здесь становится больше, классический их набор: Safety, Quality, Delivery, Cost, Morale. Но и здесь алгоритм тот же, вопрос в наличии показателей, индикаторов и готовности управлять ими. Доска – это лишь инструмент.
И если удалось найти убедительные ответы на вышеуказанные вопросы, можно приступать к разработке процессов, форм и плана внедрения данного инструмента. Об этом в следующих постах.