816
×
Бережливое производство в современных условиях
Сообщество Lean+6Sigma в России
Бережливое производство в современных условиях
Денис Тверской, Партнер Топ-Менеджмент Консалт
28 апреля 2022 в 13:00

Итак, конец апреля, 2022 год. Ни для кого не секрет, что текущая ситуация для бизнеса и рынка из ряда вон выходящая.

И тем более понятно желание минимизировать потери, насколько это возможно, и подстелить соломку.

Бережливому производству есть, что сказать! Более того, с учетом всего размаха воздействия санкций на бизнес-процессы Бережливое производство становится одним из ключевых методов (или наборов методов) для того, чтобы подстроиться под ситуацию.

Почему так?

Сейчас я выделю направления, которые, по моему мнению, являются важнейшими и должны учитываться бизнесом вне зависимости от сферы его применения:

  1. Гибкость. В данной ситуации никто не хочет тратить слишком много денег и разбрасываться бюджетами. В ближайшие три-пять месяцев запасы и старые закупки кончатся, и кризис мы ощутим в полной мере. И только та компания, которая быстро подстроится под реалии, сможет выжить.
    А вот какие это будут реалии: запрос рынка на новые продукты (соответственно, здесь будет важна оперативная реакция и разработка нового продукта), изменения требований к уже существующим продуктам или услугам – заранее мы не сможем предсказать.
    Соответственно, на первый план выходит навык мультизадачности: если компания раньше производила один товар или услугу и “знала свое дело” (по аналогии с точечными специалистами), то теперь быть готовым к тому, что что-то вторичное, что у вас было в портфеле, может выйти на первый план (расширяя свои компетенции развиваться до уровня специалиста широкого профиля). Те же компании, которые будут гнуть свою линию, сейчас проиграют.
    Чтобы не прогадать с предложением для рынка, крайне важно “услышать” голос клиента.

  2. Надежность оборудования. На первый взгляд кажется, что это прерогатива производственных компаний, однако офисов данная тема тоже касается. Безусловно, основные производственные мощности, серьезное оборудование на предприятии так или иначе зависит от запчастей западных поставщиков.
    Если компания провела плановый останов, планово-предупредительные ремонты и профилактические работы не так давно, у нее есть стратегический запас расходных материалов, есть фора.
     Однако далее неизбежно последуют проблемы с поставкой запчастей. Чтобы повысить срок службы своего оборудования, его надежность и эффективность, необходимо оперативно внедрять такую технологию как Total productive maintenance (TPM) (всеобщий уход за оборудованием) и делать его приоритетным направлением.
    Мы занимаемся TPM уже очень давно и прекрасно знаем способы внедрения данных технологий, поэтому можем точно сказать: сейчас самый эффективный способ постановки TPM – это внедрение полноценной программы надежности. Возможно, ступенчато, поэтапно, однако результат принесет только полноценное внедрение программы, а не обучение одного-двух сотрудников.
    Для крупного производства, например, будет недостаточно внедрить 10 специалистов, обладающих только знаниями и без навыков их использования на практике. Повторюсь, ситуация критичная уже сейчас. Те несколько месяцев, что остались, смогут помочь компании повысить те самые показатели эффективности, производительности, ОЕЕ (Overall Equipment Effectiveness, общая эффективность оборудования) и надежности.

  3. Последний пункт в списке, но не последний по важности – это работа с персоналом. По нашим текущим проектам мы видим, что персонал начинает ценить уверенность в своем работодателе. Слоганы компаний, которые нам приходилось генерировать с участниками, всегда двигаются в сторону декларации надежности и стабильности для своих сотрудников.
    В свою очередь, работодатель сейчас может выбирать среди персонала те кадры, уровень компетенций которых ему необходим. Этому способствовало закрытие большого количества западных компаний и насыщение рынка труда квалифицированными специалистами.
    Умные и сообразительные сотрудники отдела кадров используют эту ситуацию как win-win. Освобождая кадры, которые висели на грани увольнения, и пополняя теми, которых так не хватало. В том числе и из смежных отраслей и закрывшихся конкурентов. И эти кадры становятся серьезным усилением в составе численности персонала.
    Что еще важно: если есть возможность инвестировать деньги в поднятие необходимых скилов у ключевых сотрудников, это нужно делать. Такой сотрудник впоследствии может направить свои силы на перестроение компании, внедрение надежности оборудования и т.д. Понимая, однако, что это кризисные решения.

А что еще?

Нельзя не упомянуть о необходимости внедрения Lean, например, в IT секторе. Есть такие методики как scrum и agile, которые помогают в разработке, а их сочетание с элементами бережливого производства и 6 Сигма сулит доминирование и лидирование на рынке.

Кроме того, никто не отменяет эконормы, а за последний год идет явный упор на работу над экологической составляющей, в том числе и в направлении LEAN. В начале года, обсуждая с клиентами приоритеты в проектах, мы как раз говорили о сокращении выбросов, неутилизированных остатков после производства и т.д. Безусловно, приоритет сейчас сместится, но и темные времена заканчиваются, да и законы могут ужесточить. И начатые проекты надо заканчивать. Поэтому сбрасывать эконормы со счетов нельзя.

Вот такие получились основные приоритеты, на мой взгляд. Поэтому советую задуматься о том, чтобы внедрять бережливое производство, а не просто обучаться. Ведь оперативное и своевременное принятие решений будет, возможно, решающим фактором.

Есть еще пара-тройка месяцев, когда можно будет что-то сделать. Не хочется нагонять фатализма, я очень надеюсь, что в ближайшее время все нормализуется, но давайте смотреть на вещи реально. Спасибо.

Полная версия доступна только пользователям сайта
Войдите, чтобы прочитать всю статью и оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Задать вопрос автору статьи
Автор статьи ответит вам по email в течении 1-2 дней.

* - обязательные поля

Авторские статьи
Популярное | Последнее
Рекомендовано
Реклама
Поделиться