Новости Lean
Популярное | Последнее
122
×
Нужно ли сегодня высшее образование?
Сообщество Lean+6Sigma в России
Нужно ли сегодня высшее образование?

Вопрос «нужно ли высшее образование современному человеку в наше динамичное время» стоит остро. Стоит ли тратить свои годы на получение диплома, и почему специализированные курсы не заменят полноценного образования, нам рассказали эксперты.

Мир не стоит на месте — каждый день делаются новые открытия в различных сферах науки, изобретаются новые технологии, создаются новые рабочие места с неизвестными большинству людей профессиями. Совсем недавно в наших широтах было загадкой, кто такие маркетологи, SMM и IT специалисты, но уже сейчас на «гуру» из этих сфер большой спрос. К сожалению, большинство вузов предлагает достаточно устаревшие программы подготовки, и, зачастую, молодым людям, желающим зарабатывать деньги, приходится посещать узкопрофильные курсы. В результате складывается следующая тенденция: множество молодых людей отказывается от получения высшего образования, предпочитая тратить свое время на приобретение полезных навыков, нежели на формальное обучение длиною в несколько лет в типичном российском вузе.

Из года в год проводятся локальные опросы на разные темы, в том числе и в вопросе получения высшего образования. Проблема в том, что охватывают они крохотную часть населения. На данный момент, наиболее массовым «исследованием» на эту тему можно считать результаты переписи населения, проведенного в 2010 году. Тогда насчитывалось более 27,5 миллионов человек с наличием диплома — это 23,4% от общего числа заявивших о полученном образовании. Очередная перепись населения была назначена на 2020 год, но из-за пандемии COVID-19 ее пришлось передвинуть на 2021 год. На протяжение 10 лет проводились более локальные исследования, которые были ориентированы на выявление тенденций в сфере высшего образования.

Из открытых источников информации известно, что приблизительно у 30,2% людей в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование. У молодежи (от 25 до 34 лет) средний показатель существенно выше — 40,3% имеют дипломы ВО. Здесь стоит отметить достаточно интересную тенденцию, связанную с разницей в количестве поступивших и закончивших учебное заведение.

По данным на 2019 год, в высшие учебные заведения поступило более 4 миллионов человек, однако до конца учебы «дожило» меньше миллиона студентов. На это есть множество разных причин: кто-то мог передумать и перепоступить на другую специальность, кто-то взял академический отпуск, а кто-то решил уйти зарабатывать деньги.

Известно, что на 2019 год около 57% россиян получили среднее и высшее образование, и только 5% не имеют полного среднего образования. При этом по данным ВЦИОМ, около 47% не работают по полученной специальности. В качестве причин, чаще всего, указывают на отсутствие работы по профилю или невозможность на нее устроиться. В список «популярных причин» также вошло желание получать больше, работая вне специальности.

Проблемы в системе образования

Исходя из данных статистики, можно сделать вывод, что внушительное количество граждан нашей страны волей судьбы вынуждены искать работу вне сферы своей специальности. Только небольшая часть из этого количества «нашла себя» в другом направлении. Такое случается, когда человек не всегда точно знает, чем хочет заниматься, или любит изучать и получать новые навыки. Вопрос остается открытым с основной массой бывших студентов, которые выбирают профессию вне специализации из-за того, что платят больше. Или, как было выше сказано, «невозможности устроиться» на желаемую работу из-за того, что спрос выше, чем предложение.

Побеседовали со старшим преподавателем московского вуза РАНХиГС Борисом Пивоваром на тему, нужен ли в современном мире диплом. Педагог сделал акцент на том, что ситуация сложилась двоякая. Эксперт рассказал, что, к сожалению, в основе своей, государственные стандарты обучения устарели, что сказывается на актуальности полученного образования.

С одной стороны, образование безнадежно устарело, с другой стороны, оно необходимо. Хотелось бы начать с отрицательного момента. Образование сейчас не успевает адаптироваться под требования современного рынка труда и технологий. То есть, различные государственные стандарты, ГОСы и так далее, требуют времени для адаптации и пересмотра, — рассказал спикер.

Кроме того, эксперт считает, что в наше время есть острая необходимость пересмотра стандартов образования, так как в динамично развивающемся мире требуется введение и актуализация учебных программ.

«Часто получается, что мы, как преподаватели и научная сфера, ведем те курсы, которые либо уже безнадежно устарели, либо требуют пересмотра. В этом смысле, мы даем достаточно консервативное, во многих аспектах устаревшее образование — данные, которые, возможно, не имеет смысла изучать так детально. В этом плане, образование должно быть более динамичным, сконцентрированным на потребностях современности и быстрее обновляться. Программы и стандарты не должны быть старше 4-5 лет, и то это уже много», — поделился своим мнением эксперт.

Пивовар рассказал и об особенностях выбора специализации студентами. Он заметил некую тенденцию — по его словам, желающие получить знания и навыки маркетологов или специалистов по связям с общественностью обычно идут работать дальше в этой сфере. А вот студенты более «широких» специализаций могут найти себя в другой сфере.

«Знаете, я преподавал в разных вузах, и могу сказать, что все зависит от самой специальности. Студенты, которые обучаются у меня на программах связи с общественностью или маркетинг — я вижу, что они, правда, идут учиться целенаправленно и работают, в большинстве своем, по специальности. Мне казалось, зачем столько рекламщиков и маркетологов стране, а оказалось, что люди действительно находят работу по специальности. Другое дело программы общего порядка, типа госуправления, менеджмента. Там, в большинстве своем, так как сама специальность более общая и трудно сказать, что подходит под понятие «работать по специальности», а что нет, то там судьбы студентов складываются по-разному, и люди работают в разных сферах. Тут трудно сказать однозначно … За последние 10 лет, мне кажется, тренд сменился, и люди осмысленнее выбирают программы высшего образования», — подвел итог Пивовар.

Социальный капитал и перспективы

От минусов к плюсам: какой бы ни была система образования — обучение, так или иначе, приносит огромную пользу. Прежде всего, человек развивает способность размышлять, решать какие-то сложные задачи, добиваться своих целей. Кроме того, эксперты отметили пользу «социального капитала», что, по мнению Пивовара, крайне важно во время обучения.

«Образование — это важный ресурс. Это не только получение знаний, но и обладание каким-то определенным социальным капиталом. Студенты знакомятся с другими студентами, общаются, учатся друг у друга. То есть, это хороший будущий социальный капитал и актив, с которым ты можешь вести свою деятельность дальше. Есть примеры из современной истории, когда однокурсники вместе делали бизнес, компании, затевали общественные движения. Вуз — это место, где возможно творчество и креатив… Не из-за того, что там хорошо или плохо преподают, а это из-за того, что это место, где люди взаимодействуют друг с другом», — подчеркнул эксперт.

Спикер также считает, что, несмотря на «устаревание», образование лучше, чем его отсутствие. По его словам, крайне важно приобретать навык общения с разными людьми, а это можно сделать в процессе учебы в вузе.

«Можно, условно навыки получать на курсах, некоторые из них, возможно, даже не будут уступать вузовскому образованию, а может где-то и лучше, чем в аудитории среднего российского вуза. С другой стороны, общение и коммуникации с другими людьми, экспертами и преподавателями теряются. А это важно в процессе получения образования. Любые знания, как мне кажется, за 4-5 лет устареют и не будут актуальны, а вот какие-то навыки общения наиболее привлекательны. Я выступаю за то, что обучение даже в условно среднем вузе — это лучше, чем отсутствие образования, потому что это по-другому учит мыслить — более системно, взвешенно», — резюмировал Пивовар.

Мнение работодателя

На вопрос о важности образования ответил бизнесмен и инвестор Иван Алехин. Спикер рассказал, что при приеме на работу руководствуется двумя составляющими: тем, какой вуз претендентом был окончен, и где он применял после учебы свои навыки. Бизнесмен считает, что специализация без опыта работы в реальном мире — это зря потраченное время.

«При приеме на работу я смотрю на две составляющие: первое — это теория, и какой вуз был закончен, второе — практика, и где человек работал. Бывает так, что он учился в авиационном институте, а работал где-нибудь в «Ашане». <...>. Мы понимаем, что обучение там — вырванные зря годы. И здесь смотрим на опыт, знания и компетенцию», — рассказал инвестор.

Алехин рассказал, как проходит прием на работу, и что должны уметь делать его сотрудники. Он считает важным субъективное отношение человека к своим навыкам и к своему образованию. То есть, его сотрудники должны соответствовать высоким стандартам, а в вопросе повышения квалификации проявлять самостоятельность.

«Если человек приходит к нам, мы у него спрашиваем, что ты можешь нам продать, что мы можем у тебя купить? Человек должен продать нам какой-то продукт. В нашей компании в этот плане все строго, и под каждого сотрудника есть отдельная графа, что мы у него купили. Мы заставляем всех наших сотрудников учиться продавать. Продавать не себя, а знания, опыт и компетенцию. Если мы понимаем, что покупаем одно и то же, и оно эффективно — это хорошо. А если покупаем одно и то же, но оно становится менее эффективно, то либо человека отправляем на переобучение, чтобы сам себя подтягивал, но он учится за свой счет. Потому что это его собственная жизнь. Он может работать в нашей компании, либо может идти искать себе другое место. Если человек не заботится о себе, о своем образовании, о своих скиллах (навыках), то это его проблемы, а не наши. На сегодняшний день рынок настолько сжался, что целые армии людей выброшены за пределы и готовы работать за любую зарплату», — подчеркнул бизнесмен.

Инвестор особенно оценил пользу образования в престижных международных вузах, отметив, что для учащихся за рубежом открывается больше возможностей грамотно построить бизнес и заработать в будущем больше денег.

Учиться или жениться?

А что же студенты? Как среднестатистический вчерашний школьник в целом относится к высшему образованию? Чтобы прояснить эти вопросы, мы поговорили со студентом первого курса Александром, который совсем недавно поступил в вуз и сейчас начинается продираться сквозь дебри высшего образования. Молодой человек в своем повествовании был лаконичен, уточнив, что получение диплома поможет ему с дальнейшим устройством на работу. Он рассчитывает на то, что получит новые знания и обзаведется полезными знакомствами, что крайне важно для дальнейшей жизни.

«Я пошел учиться в вуз, чтобы получить высшее образование, возможно, даже не одно. Думаю, что диплом и знания позволят мне устроиться на высокооплачиваемую престижную работу. Еще, поступив в институт, я получаю отсрочку от армии. Продолжая свое обучение в университете после школы, я стараюсь, развиваюсь, получаю знания, узнаю много нового. Еще в вузе у меня появляются новые знакомства — это тоже очень важно», — поделился своим мнением Александр.

Учиться или не учиться — вопрос сугубо индивидуальный. Кто-то хочет провести свою молодость, не тратя время на учебники и зубрежку. Возможно, их время придет позднее, и они поступят в вуз уже будучи взрослыми. Получение высшего образования в 30-40 лет — не такая редкость. В этом возрасте человек точно знает, чего хочет от жизни, и зачем ему нужно образование. Более же молодое поколение всегда сможет найти себе место в этой жизни вне зависимости от полученной специальности. Было бы, как говорится, желание трудиться и работать...

Войдите, чтобы оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Поделиться