Новости Lean
Популярное | Последнее
564
×
И хлебом единым: как пищевая промышленость адаптировалась к изменениям рынка
Сообщество Lean+6Sigma в России
И хлебом единым: как пищевая промышленость адаптировалась к изменениям рынка

Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня мы хотим поделиться с вами необычным обзором.

Как вы знаете, мы делимся с вами как своими примерами кейсов по повышению эффективности, поиску решений в текущих условиях для бизнеса, так и подбираем примеры из открытого доступа. Сегодня же мы решили подняться на уровень выше и рассмотреть кейс на уровне отрасли.

В осенние месяцы в России Союз производителей продукции на растительной основе разрабатывает документ «Стратегия развития индустрии растительных продуктов на период до 2030 года». В нем будет отражено то, какие объёмы производства, какая государственная поддержка и перспективы развития существуют, какие могут быть налоговые преференции, правовые основы регулирования индустрии инновационных растительных продуктов с указанием пробелов в законодательстве и обоснованием дополнения правовой базы для усиления эффективного управления отраслью.

И, конечно, текущее состояние отрасли: цели, задачи, мероприятия и индикаторы государственной политики в сфере развития отрасли продукции на растительной основе, а также вызовы и угрозы данного сегмента рынка.

Последнее и хотелось бы рассмотреть. В целом про то, как пищевая отрасль пережила февральские и все последовавшие за ними события, Зося Герчикова подробно рассмотрела в своем обзоре.

Мы же немного сузим рамки до производства и реализации продуктов с основой в виде растительных масел, белков, а также прочих ингредиентов, имеющих растительную природу.

Весна 2022 года внесла серьезные корректировки в отлаженные бизнес-процессы:

  • закрытие границ привело к нарушению логистических цепочек;

  • возник дефицит ключевых ингредиентов и сырья;

  • возник дефицит упаковочных материалов, так как упаковочные решения аналогично завозились из-за границы;

  • подорожание в 2-10 раз таких единиц сырья, как, например, кокосовое молоко и гороховый изолят, которые не производят в России на данный момент.

И, как следствие всего вышеуказанного, повышение себестоимости готовой продукции в несколько раз. Но как бы это сказалось на спросе на подобные продукты?

Цель была сформулирована следующая: в текущих условиях крайне важно было сохранить спрос на продукцию и оптимизировать производство так, чтобы не допустить резкого скачка цен.

Что было сделано в рамках адаптации к текущим рыночным реалиям?

  • конечно же, развертывание программы по импортозамещению и переориентации логистических цепочек в страны Азии;

  • по вопросу упаковочных решений производство было подстроено под имеющиеся на рынке аналоги в условиях отсутствия привычных импортных решений; ну и в целом на этикетках было принято решение сэкономить.

Важно отметить, что изменение способа упаковки повлияло на срок годности готовой продукции, его пришлось уменьшить.

  • оптимизация рецептурной и производственной себестоимости продукции.

Крайне важно было производителям найти баланс между нынешними покупательскими возможностями потребителей и сохранением качественного состава. Оптимизировать ассортиментную линейку за счет снижения качества продукта — значит потенциально потерять лояльность как существующих, так и потенциальных покупателей. Эта идея не рассматривалась.

  • Поэтому было принято решение отказаться от малорентабельных позиций в пользу ходовых.

А как в целом колебался спрос за последние 6 месяцев?

Ажиотажного увеличения спроса на растительные продукты в целом не было, но динамика роста по всей категории растительных продуктов присутствует. На разные категории растительной продукции она разная и происходит периодами.

В начале отчетного периода — в марте-апреле, в период Великого Поста, спрос на растительные продукты не вырос, несмотря на ожидания.

В этот момент население переключилось на продукты первой необходимости. Однако, их опасения относительно возможного дефицита ряда социально значимых продуктов не подтвердились – товаров на полках магазинов было много и на любой вкус.

Как только волна беспокойства спала, появилась уверенность, в мае, с началом сезона шашлыков, спрос на растительные продукты, в частности растительное мясо, направился вверх, но во второй половине месяца снизился, зато снова увеличился в начале июня. Спрос на растительное молоко весной был умеренным, потом оживился, но сильных скачков не произошло.

Летом заметно вырос спрос на растительные йогурты – во время жары, когда есть не хочется, они отлично питают организм.

Подводя итог, можно сказать, что ежегодно спрос на растительные продукты растет на 20%. По истечении 6 месяцев 2022 г. спрос остался стабильным, и пока динамика варьируется в диапазоне от 5 до 10%.


Мы попросили нашего консультанта, Андрея Майорова, взглянуть «бережливым» взглядом на вызовы, с которыми столкнулась эта отрасль, да и многие другие, и дать практический алгоритм — как действовать на уровне принятия решений.

Передаем ему слово:

«Ситуация в стране, действительно, сейчас нестабильна, и изменения могут произойти в любую сторону, как в лучшую, так и в худшую.

Мы советуем составить и рассмотреть несколько сценариев развития ближайшего будущего. Это снимет часть неопределенности, особенно если в составлении сценариев будет участвовать Ваша команда (Топ-менеджмент, руководители ключевых или «проблемных» подразделений).

Кроме того, из-за нехватки ресурсов нет возможности расширения бизнеса, сейчас бы удержать хотя бы то, что есть. Это значит, что пора:

  1. определиться с продуктом (или семейством), на который делается ставка;

  2. перетрясти процессы на предмет потерь и лишних неоправданных затрат;

  3. более тщательно подойти к планированию запасов (хоть при построении Бережливого предприятия идёт стремление к их значительному сокращению, но сейчас требуется четкая оценка потребности и возможности поставки);

  4. внедрять стандартизацию там, где это можно (помогает обеспечивать и контролировать заданный уровень качества, быстро обучать новых сотрудников или аутсорс).

Все необходимые инструменты для этого есть в арсенале Lean+SixSigma.»


Ну и на нашем канале мы делимся с вами своим опытом реального использования и внедрения этих инструментов в российских и западных компаниях. В кризис это действительно работает и помогает.

Войдите, чтобы оставить комментарий
E-Mail
Комментариев нет
Поделиться