Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня мы хотим поделиться с вами необычным обзором.
Как вы знаете, мы делимся с вами как своими примерами кейсов по повышению эффективности, поиску решений в текущих условиях для бизнеса, так и подбираем примеры из открытого доступа. Сегодня же мы решили подняться на уровень выше и рассмотреть кейс на уровне отрасли.
В осенние месяцы в России Союз производителей продукции на растительной основе разрабатывает документ «Стратегия развития индустрии растительных продуктов на период до 2030 года». В нем будет отражено то, какие объёмы производства, какая государственная поддержка и перспективы развития существуют, какие могут быть налоговые преференции, правовые основы регулирования индустрии инновационных растительных продуктов с указанием пробелов в законодательстве и обоснованием дополнения правовой базы для усиления эффективного управления отраслью.
И, конечно, текущее состояние отрасли: цели, задачи, мероприятия и индикаторы государственной политики в сфере развития отрасли продукции на растительной основе, а также вызовы и угрозы данного сегмента рынка.
Последнее и хотелось бы рассмотреть. В целом про то, как пищевая отрасль пережила февральские и все последовавшие за ними события, Зося Герчикова подробно рассмотрела в своем обзоре.
Мы же немного сузим рамки до производства и реализации продуктов с основой в виде растительных масел, белков, а также прочих ингредиентов, имеющих растительную природу.
Весна 2022 года внесла серьезные корректировки в отлаженные бизнес-процессы:
закрытие границ привело к нарушению логистических цепочек;
возник дефицит ключевых ингредиентов и сырья;
возник дефицит упаковочных материалов, так как упаковочные решения аналогично завозились из-за границы;
подорожание в 2-10 раз таких единиц сырья, как, например, кокосовое молоко и гороховый изолят, которые не производят в России на данный момент.
И, как следствие всего вышеуказанного, повышение себестоимости готовой продукции в несколько раз. Но как бы это сказалось на спросе на подобные продукты?
Цель была сформулирована следующая: в текущих условиях крайне важно было сохранить спрос на продукцию и оптимизировать производство так, чтобы не допустить резкого скачка цен.
Что было сделано в рамках адаптации к текущим рыночным реалиям?
конечно же, развертывание программы по импортозамещению и переориентации логистических цепочек в страны Азии;
по вопросу упаковочных решений производство было подстроено под имеющиеся на рынке аналоги в условиях отсутствия привычных импортных решений; ну и в целом на этикетках было принято решение сэкономить.
Важно отметить, что изменение способа упаковки повлияло на срок годности готовой продукции, его пришлось уменьшить.
оптимизация рецептурной и производственной себестоимости продукции.
Крайне важно было производителям найти баланс между нынешними покупательскими возможностями потребителей и сохранением качественного состава. Оптимизировать ассортиментную линейку за счет снижения качества продукта — значит потенциально потерять лояльность как существующих, так и потенциальных покупателей. Эта идея не рассматривалась.
Поэтому было принято решение отказаться от малорентабельных позиций в пользу ходовых.
А как в целом колебался спрос за последние 6 месяцев?
Ажиотажного увеличения спроса на растительные продукты в целом не было, но динамика роста по всей категории растительных продуктов присутствует. На разные категории растительной продукции она разная и происходит периодами.
В начале отчетного периода — в марте-апреле, в период Великого Поста, спрос на растительные продукты не вырос, несмотря на ожидания.
В этот момент население переключилось на продукты первой необходимости. Однако, их опасения относительно возможного дефицита ряда социально значимых продуктов не подтвердились – товаров на полках магазинов было много и на любой вкус.
Как только волна беспокойства спала, появилась уверенность, в мае, с началом сезона шашлыков, спрос на растительные продукты, в частности растительное мясо, направился вверх, но во второй половине месяца снизился, зато снова увеличился в начале июня. Спрос на растительное молоко весной был умеренным, потом оживился, но сильных скачков не произошло.
Летом заметно вырос спрос на растительные йогурты – во время жары, когда есть не хочется, они отлично питают организм.
Подводя итог, можно сказать, что ежегодно спрос на растительные продукты растет на 20%. По истечении 6 месяцев 2022 г. спрос остался стабильным, и пока динамика варьируется в диапазоне от 5 до 10%.
Мы попросили нашего консультанта, Андрея Майорова, взглянуть «бережливым» взглядом на вызовы, с которыми столкнулась эта отрасль, да и многие другие, и дать практический алгоритм — как действовать на уровне принятия решений.
Передаем ему слово:
«Ситуация в стране, действительно, сейчас нестабильна, и изменения могут произойти в любую сторону, как в лучшую, так и в худшую.
Мы советуем составить и рассмотреть несколько сценариев развития ближайшего будущего. Это снимет часть неопределенности, особенно если в составлении сценариев будет участвовать Ваша команда (Топ-менеджмент, руководители ключевых или «проблемных» подразделений).
Кроме того, из-за нехватки ресурсов нет возможности расширения бизнеса, сейчас бы удержать хотя бы то, что есть. Это значит, что пора:
определиться с продуктом (или семейством), на который делается ставка;
перетрясти процессы на предмет потерь и лишних неоправданных затрат;
более тщательно подойти к планированию запасов (хоть при построении Бережливого предприятия идёт стремление к их значительному сокращению, но сейчас требуется четкая оценка потребности и возможности поставки);
внедрять стандартизацию там, где это можно (помогает обеспечивать и контролировать заданный уровень качества, быстро обучать новых сотрудников или аутсорс).
Все необходимые инструменты для этого есть в арсенале Lean+SixSigma.»
Ну и на нашем канале мы делимся с вами своим опытом реального использования и внедрения этих инструментов в российских и западных компаниях. В кризис это действительно работает и помогает.