Многим кажется, что работа руководителя – работа бездельников: раздал всем задания и отдыхай! Но это иллюзия, и живет она в людях до тех пор, пока им самим не приходится выйти за рамки исполнительской работы.
Исполнитель отвечает сам за себя, и возможность стать успешным у него выше, если он что-то умеет делать хорошо. А руководителю, чтобы стать успешным, нужно привести к успеху группу людей. Он должен все время думать о том, что он сможет дать своим подчинённым, чему научить их.
Итак, как же рабочая группа вместе с руководителем падает в ’”пропасть менеджера”? А очень просто: руководитель ставит сложно выполнимую задачу своим подчинённым, не объясняет, как её выполнить, и ещё грозит наказанием за оплошность. Естественно, сотрудники такую задачу не выполняют, он их наказывает. В итоге подчинённые считают своего руководителя идиотом. А руководитель, в свою очередь, считает идиотами своих подчинённых.
Возникает вопрос: каким образом наладить работу команды? Если мы смотрим со стороны компетенций руководителя, какими они должны быть?
Быть мастером своего дела — разумеется, да! Но этого недостаточно. Нужно также уметь организовать работу коллег так, чтобы они выполнили планы и получили свои зарплаты полностью и вовремя.
А их результаты зависят от: умения делать свою работу, общаться с людьми, знать технологии реализации типичных (и не только) задач, уметь разрешать проблемные ситуации. И многое другое.
Очень важно изначально людей в команду необходимо тщательно отобрать. И обучить, показать специфику работы. Но это не все.
Самое важное, и это и есть мост через пропасть менеджера – умение грамотно делегировать.
При правильной организации труда:
Топ-менеджер — должен управлять результатами
Мидл-менеджер — процессами
Исполнители — своими задачами.
Если же руководители этого не делают, то они погружаются в так называемую текучку и перестают видеть главное и в целом — мыслить стратегически.
Однако просто делегировать задачу подчиненному недостаточно. Что важно:
Как только сотрудник научится выполнять порученную работу легко и быстро, можно доверить ему работать без промежуточного контроля.
Если же говорить о топ-менеджере, руководителе руководителей, то его задача другая: его работа — управлять результатами, а не процессами. Поэтому ему нужны эксперты, профессионалы своего дела. Их-то он и должен найти.
Высший пилотаж для руководителя — владеть наукой управления + искусством делегирования. И тогда он может управлять любой структурой, привлекая профи на каждый из участков.
И еще один момент. Работая с командой профессионалов, лидер должен уметь видеть перспективных сотрудников, уметь их растить, овладевая, таким образом, компетенцией «выращивать» новых лидеров.