Авторские статьи
Популярное | Последнее

Применение принципов LEAN в строительстве. Часть 2

Автор: Татьяна Штягина
22 октября в 13:20

Первую часть Вы можете прочитать тут

Где искать резервы в строительстве? 

Если следовать методике анализа потоков создания стоимости по Шуку, то идти по потоку и искать потери необходимо всегда вверх. От клиента и его потребности. 

  • Какой процесс ближе всего к клиенту в создании строительного объекта? 

  • Передача этого самого объекта жильцу. 

Момент волнующий, согласитесь. Не просто новую вещь в магазине покупаешь, а квартиру. Получаешь ключи из рук менеджера компании по недвижимости, представителя застройщика, или Управляющей компании ЖК (жилого комплекса). Казалось бы, вот она — новая жизнь в новом доме. 

Вот только момент этот зачастую может затянуться, да еще и вытянуть дюжину нервных клеток у покупателя. Особенно это касается покупателей, которые участвовали в долевом строительстве и квартиру свою ждут, как из печи пирожка

Процесс передачи объекта не так уж и сложен: покупатель должен записаться на осмотр и приемку квартиры у продавца (коим является агентство недвижимости), провести осмотр и подписать акт приема-передачи, если его все устраивает. После этого можно подписывать договор купли-продажи и получать ключи. 


А если нет? 

Если в процессе осмотра покупатель выявил дефекты, или возникли подозрения на скрытые дефекты? 

Вот тогда начинается обратная петля. 

Нужно писать письма, ждать застройщика, тот, в свою очередь, будет искать субподрядчика, который работы произвел некачественно. Потом повторная приемка… Где здесь ценность для клиента? Получить ключи и качественный объект, все же контрольные операции в бережливом производстве принято относить к потерям. И уж тем более брак и доработки.

И все это — еще ягодки. Если пойти еще выше по потоку, пока покупатель ждет устранения замечаний, то можно увидеть такое количество проверок и переделок, какое контролеру на сварочном участке автомобильного завода и не снилось.


Проверяют качество все:

  • Проверяют прораб, или мастер и начальник объекта в процессе приемки работ и подписании актов;

  • Проверяет представитель внутренней службы технического надзора заказчика;

  • Проверяет инспектор Государственного строительного надзора;

  • Затем проверяет целая комиссия в составе представителей заказчика, застройщика, агентства недвижимости и управляющей компании ЖК.

За каждым этапом проверки следует этап устранения замечаний. 

Каждый этап проверки и доработок связан с серьезным документооборотом, в том числе на оплату издержек. Каждая проверка и каждая доработка увеличивают сроки проекта и его стоимость. 

Планируя проект, заинтересованные лица заранее закладывают недели и месяцы на устранение замечаний на каждом этапе, нарушая тем самым сразу несколько принципов бережливого производства:

«Правильный процесс обеспечивает правильный результат»

«Останови процесс в случае возникновения проблемы, если того требует качество».

Но, кто возьмет на себя смелость остановить работу крана, или бригады субподрядчика?

Таким образом, резервы времени и денег мы найдем уже только на одном из завершающих этапов проекта «сдача объекта в эксплуатацию и передача покупателю».

Качество создается в процессе, если мы ошибку в процессе не выявили, то увидим ее последствия в виде дефекта. Важно при проверках не просто писать акты о доработках, создавать комиссии и думать, как перевести дефекты в допустимые и куда списать затраты. Необходимо обеспечить сбор всех данных о дефектах. Необходимо анализировать по видам и причинам. И такой «банк ошибок» необходимо создавать на старте работ по запуску lean изменений.

 Лин в строительстве ч.2.jpg

Да, это работа постфактум, но без нее нет работы на предупреждение. Доля выявленных дефектов ведет к проектантам. Другая доля – на завод ЖБИ, третья – на строительную площадку. С ними работать тяжелее всего. Субподрядчики в России — народ приходящий и уходящий. Работу сделали и забыли. Но стандарты качества на строительной площадке все же внедрять возможно.

Как проверяет качество прораб? 

Он пользуется своими знаниями и опытом, руководствуется требованиями проектной документации и различных ГОСТов и СНиПов. Порядок контроля не стандартен и времени на 100%-ый контроль, как правило, нет.   Простым первичным инструментом контроля может являться разработанный чек-лист проверки качества. С указанием основных типов проверки, периодичности и критичности дефекта. Итоги проверки – в аналитику.

Какие отчеты формирует инспектор службы технического надзора заказчика? 

Перечень выявленных дефектов и замечания к их устранению. Эти отчеты также могут быть дополнены чек-листами и должны ложиться в аналитику.

Подобная работа является необходимой и существенно может помочь повысить качество на каждом этапе, тем самым сократив сроки и затраты будущих проектов.