Первую часть Вы можете прочитать тут
Где искать резервы в строительстве?
Если следовать методике анализа потоков создания стоимости по Шуку, то идти по потоку и искать потери необходимо всегда вверх. От клиента и его потребности.
Какой процесс ближе всего к клиенту в создании строительного объекта?
Передача этого самого объекта жильцу.
Момент волнующий, согласитесь. Не просто новую вещь в магазине покупаешь, а квартиру. Получаешь ключи из рук менеджера компании по недвижимости, представителя застройщика, или Управляющей компании ЖК (жилого комплекса). Казалось бы, вот она — новая жизнь в новом доме.
Вот только момент этот зачастую может затянуться, да еще и вытянуть дюжину нервных клеток у покупателя. Особенно это касается покупателей, которые участвовали в долевом строительстве и квартиру свою ждут, как из печи пирожка
Процесс передачи объекта не так уж и сложен: покупатель должен записаться на осмотр и приемку квартиры у продавца (коим является агентство недвижимости), провести осмотр и подписать акт приема-передачи, если его все устраивает. После этого можно подписывать договор купли-продажи и получать ключи.
А если нет?
Если в процессе осмотра покупатель выявил дефекты, или возникли подозрения на скрытые дефекты?
Вот тогда начинается обратная петля.
Нужно писать письма, ждать застройщика, тот, в свою очередь, будет искать субподрядчика, который работы произвел некачественно. Потом повторная приемка… Где здесь ценность для клиента? Получить ключи и качественный объект, все же контрольные операции в бережливом производстве принято относить к потерям. И уж тем более брак и доработки.
И все это — еще ягодки. Если пойти еще выше по потоку, пока покупатель ждет устранения замечаний, то можно увидеть такое количество проверок и переделок, какое контролеру на сварочном участке автомобильного завода и не снилось.
Проверяют качество все:
Проверяют прораб, или мастер и начальник объекта в процессе приемки работ и подписании актов;
Проверяет представитель внутренней службы технического надзора заказчика;
Проверяет инспектор Государственного строительного надзора;
Затем проверяет целая комиссия в составе представителей заказчика, застройщика, агентства недвижимости и управляющей компании ЖК.
За каждым этапом проверки следует этап устранения замечаний.
Каждый этап проверки и доработок связан с серьезным документооборотом, в том числе на оплату издержек. Каждая проверка и каждая доработка увеличивают сроки проекта и его стоимость.
Планируя проект, заинтересованные лица заранее закладывают недели и месяцы на устранение замечаний на каждом этапе, нарушая тем самым сразу несколько принципов бережливого производства:
«Правильный процесс обеспечивает правильный результат»
«Останови процесс в случае возникновения проблемы, если того требует качество».
Но, кто возьмет на себя смелость остановить работу крана, или бригады субподрядчика?
Таким образом, резервы времени и денег мы найдем уже только на одном из завершающих этапов проекта «сдача объекта в эксплуатацию и передача покупателю».
Качество создается в процессе, если мы ошибку в процессе не выявили, то увидим ее последствия в виде дефекта. Важно при проверках не просто писать акты о доработках, создавать комиссии и думать, как перевести дефекты в допустимые и куда списать затраты. Необходимо обеспечить сбор всех данных о дефектах. Необходимо анализировать по видам и причинам. И такой «банк ошибок» необходимо создавать на старте работ по запуску lean изменений.
Да, это работа постфактум, но без нее нет работы на предупреждение. Доля выявленных дефектов ведет к проектантам. Другая доля – на завод ЖБИ, третья – на строительную площадку. С ними работать тяжелее всего. Субподрядчики в России — народ приходящий и уходящий. Работу сделали и забыли. Но стандарты качества на строительной площадке все же внедрять возможно.
Как проверяет качество прораб?
Он пользуется своими знаниями и опытом, руководствуется требованиями проектной документации и различных ГОСТов и СНиПов. Порядок контроля не стандартен и времени на 100%-ый контроль, как правило, нет. Простым первичным инструментом контроля может являться разработанный чек-лист проверки качества. С указанием основных типов проверки, периодичности и критичности дефекта. Итоги проверки – в аналитику.
Какие отчеты формирует инспектор службы технического надзора заказчика?
Перечень выявленных дефектов и замечания к их устранению. Эти отчеты также могут быть дополнены чек-листами и должны ложиться в аналитику.
Подобная работа является необходимой и существенно может помочь повысить качество на каждом этапе, тем самым сократив сроки и затраты будущих проектов.