Хорошего всем настроения, коллеги.
Продолжаем знакомиться с основами бережливого производства в рамках серии «Кайдзен вокруг нас, или Записки новичкам».
В прошлый раз мы с вами рассматривали систему организации рабочего пространства «5С» на примере детской игровой зоны.
Сегодня мы поговорим об одном из важных этапов развития и внедрения бережливого производства —поиск потерь и определение коренных причин их возникновения. Необходимыми навыками и компетенциями для проведения подобных Кайдзен-мероприятий обладают желтые пояса. Кстати, именно сейчас, в период черной пятницы, на дистанционное обучение желтому поясу в компании Топ-Менеджмент Консалт действуют особые условия.)
Почему я считаю, что это важно? Рассмотрим на достаточно простом примере.
На одном из предприятий на въезде были установлены автоматизированные откатные ворота. В какой-то момент они перестали свободно открываться по нажатию кнопки на пульте охраны. Это привело к тому, что ворота стали открывать вручную, что значительно увеличило время проезда машин на территорию. При изучении конструкции ворот и подвижного механизма механиками было обнаружено, что при полном закрытии ворот их рама притирается к несущей опоре крепления. Было принято решение оперативно провести ремонт своими силами. Крепление направляющей балки было отрезано, выставлен необходимый зазор, после чего балка была приварена обратно. С учетом массогабаритных характеристик ворот на ремонт было затрачено около 4 часов, участвовало 5 человек и автокран. Проверка работы «исправленного» механизма показала, что… ворота не открываются.
В ходе дальнейшего изучения проблемы предположили, что причиной послужил сбой в работе программы управления электроприводом откатного механизма. Приглашенный специалист при первичной оценке ошибки не выявил, но было принято решение «на всякий случай» перепрошить программу. На эту операцию было затрачено ещё 2,5 часа. Как вы понимаете, это тоже ничего не дало.
Собрали экспертную группу в составе механиков, электриков и специалиста по настройке автоматизированных систем привода ворот и провели дательное изучение неисправности. Оказалось, что причиной неправильной работы механизма явилась погнутая специальная планка, закрепленная на воротах и предназначенная для нажатия при движении на подпружиненный контакт, отключающий питание электромотора при полном закрытии ворот. Из-за инерции тяжелых ворот контакт проскакивал ограничивающий изгиб на погнутой планке и упирался с другой его стороны, не давая снять блокировку. Придание планке в течение 5 минут правильной формы решило проблему.
К сожалению, данный пример «решения» проблем достаточно типичный для наших предприятий. Обладая большими ресурсами и возможностями, а также используя «ручной» метод управления процессами, в том числе и устранения проблем, руководители очень часто «не успевают» разобраться в настоящих причинах возникающих проблем, а «эффективно» устраняют их последствия. Это повторяется снова и снова, а затраты на это, как правило, никто не считает.
Из приведенного примера видно, насколько важно докапываться до коренных причин, а не внедрять наиболее «удачное» решение, основанное на беглом осмотре. Не менее важно использовать «коллективный разум», т.е. организовывать работу группы компетентных специалистов-экспертов.
При подготовке персонала для работы в структуре производственной системы, основанной на принципах бережливого производства, обязательным элементом является изучение инструментов поиска и анализа коренных причин возникновения потерь.
К наиболее простым из них можно отнести метод «5 Почему?», суть которого заключается в том, что для определения проблемы необходимо задать вопрос «почему?» не менее 5 раз, повторяя после каждого ответа вопрос снова. К более сложным можно отнести Логическое дерево и Диаграмму Исикавы (или Рыбья кость). Совсем хорошо будет, если Вы освоите инструмент под названием CEDAC, который можно дополнять и использовать в течение всего проекта, с момента его начала и до внедрения.
Все эти инструменты позволяют построить визуальные причинно-следственные связи возникновения проблемы и могут использоваться для решения задач разного уровня сложности.
До скорой встречи снова …