Запас не тяготит и есть не просит
Запас карман не тянет
Все мы знаем эти русские поговорки.
Но так ли это, на самом деле? Особенно, когда мы говорим не о быте, а о бизнесе.
Идея этой статьи родилась, когда мы с женой за чаем обсуждали запасы на кухне, сколько чего и где. В ходе шутливой дискуссии она выдала мне все те соображения, которыми обычно сопротивляются управлению запасами сотрудники на предприятиях.
Сегодня я постараюсь немного структурировать информацию о том, почему запасы в бизнесе – это нехорошо, в каких случаях вообще появляются запасы и почему и, наконец, кто же будут ваши главные оппоненты на пути управления запасами. По пути постараемся развеять наиболее распространенные мифы об этом процессе.
Начнем по порядку. Что такое запас? Для простоты будем понимать, что это некий излишек чего-либо, принципиально полезный, но не нужный в данный конкретный момент времени.
Обычно на практике это документы в очереди, полуфабрикаты в зонах хранения, запчасти, готовая продукция и сырье на складах и так далее.
Как возникают запасы? Тут возможны варианты:
Последующая операция работает медленнее предыдущей. В этом случае между операциями вполне естественно начинают накапливаться запас полуфабрикатов.
Поломки, приводящие к простоям, вызывают замедление операций, и см. пункт 1.
Закупки, которые работают по принципу «куплю контейнер, получу скидку».
Производство, не обеспеченное заказами забивает склады готовой продукции.
Сезонные перебои с поставками, приводящие к накоплению запасов «на черный день»
Ремонтные и им подобные службы, заказывающие детали без реальной необходимости впрок, иногда на пару-тройку лет вперед.
Тот же случай, но в ситуации, когда две службы заказали одно и то же из-за несогласованности действий.
И так далее. Уверен, примеров вы и сами можете привести много.
Почему запасы – это плохо?
Казалось бы, запас есть, хорошо. Живи себе и радуйся. Если случится какая-нибудь проблема, то этот запас позволит ее преодолеть.
И это первая проблема, связанная с запасами. Вместо того, чтобы решать проблему, мы маскируем или заливаем ее запасами.
А между прочим, все запасы стоят денег. Причем не только на их покупку, но и на содержание складов, зарплату людей и т.д. Количество реальных денег уменьшается, замораживаясь во всевозможных запасах. Это как купить на все деньги спичек и соли, а потом сидеть голодными.
Работники пищевой промышленности, давно уже столкнулись с тем, что любой запас продуктов, неважно на какой стадии он возник, если быстро не ликвидировать, то придется выбросить себе в убыток.
Таким образом, это вторая проблема с запасами: они замораживают деньги компании и требуют ресурсы на их хранение.
Теперь немного о возражениях, что большими партиями закупать выгодно. Это любимый конек закупщиков по всему миру. Они, к слову, часто бывают ярыми противниками управления запасами и Бережливого производства. Да, закупочная цена и впрямь падает. Вот только, рассматривая всю дальнейшую жизнь этих запасов, зачастую выясняется, что на хранение, обработку, перемещения, сортировку и прочие манипуляции с ними уходит больше средств, чем получено выгоды от большой партии. И это третья проблема с запасами, они коварны и едят ресурсы тихо и незаметно. Не верите, посчитайте все затраты на склады вашей компании и сумму, замороженную в незавершенном производстве. Суммы там обычно впечатляющие и куда большие, чем любые скидки от поставщиков.
И, наконец, четвертая проблема запасов заключается в том, что от них иногда очень сложно избавиться. Тут и свойственный нам «плюшкинизм», но главное в том, что продать запас даже за ту цену, по которой вы его купили, уже очень сложно. А, учитывая затраты на поиск покупателя и все накладные расходы, этот процесс почти всегда убыточный. (мы не берем в расчет продукты, которые дорожают со временем, поскольку таковых в мире не так много).
Еще одним противником управления запасами являются ремонтники. Для них немыслимо остаться в критичной аварийной ситуации без запасных частей, о чем они не постесняются сходу вам заявить. Обычно это следствие обычной подмены понятий, потому как Управление запасами не равно полного отказа от запасов.
Да, с точки зрения Бережливого производства, запасы вредны все без исключения. Но давайте включать голову и зряче относиться ко всему, что делается, включая и Бережливое производство. Например, бухгалтерия, юридический отдел, логистика и ряд других подразделений для клиента не добавляют ценности. Что же их разогнать что-ли? Конечно нет, ведь они необходимы бизнесу и приносят ценность ему.
Так и с запасами. Полностью избавиться от них не получится, но ими надо управлять, то есть рассчитать тот минимальный необходимый запас, который позволит работать при наиболее распространенных проблемах. Поддерживать его. Ну а главное, постепенно убирать проблемы, для решения которых он нужен, снижая тем самым и необходимый уровень.
Подведем итог. Запас – это индикатор проблем с вашим предприятием. Чем он больше, тем больше нерешенных задач. Устраняя эти проблемы, мы делаем запасы просто ненужными.
Организм без излишков жира чувствует себя легко. Так же будет себя чувствовать и предприятие без лишних запасов.
И да, запас карман все-таки тянет.