Print 9.35 pt 9.35 pt

Система 5С. Взгляд под другим углом.

Автор: Татьяна Штягина
07 июня в 17:42

«Если у нас не хватает дисциплины, чтобы поддерживать рабочее место в безупречной чистоте, тогда не будет и дисциплины, чтобы следить за работой станков» - говорил Стив Джобс, требуя поддержания порядка на заводе по производству Macintosh во Фримонте. Посетив японские заводы, он был восхищен порядком и чистотой, которую там увидел, и придя на завод во Фримонте, одел белые перчатки, чтобы проверить, есть ли там пыль. Когда я купила свой первый iPhone в безупречно-белой упаковке, с рационально уложенными в нее гарнитурой и зарядным устройством, мои эстетические амбиции ликовали. А еще, я испытывала приятное чувство сопричастности к принципам и подходам создателя этого продукта.

В книге «Гемба Кайдзен» Маасаки Имаи приводит пример того, как японские менеджеры отказали потенциальному европейскому поставщику только потому, что обнаружили на заводе беспорядок и отсутствие дисциплины. Ведь если менеджмент позволяет такому происходить в цехах, то как можно быть уверенным в том, что он серьезно подходит к созданию жизненно-важных компонентов для безопасности автомобиля.

И мы вынуждены признавать, что обеспечение порядка и чистоты – это неотъемлемая часть управления, которая влияет на качество, безопасность и производительность. Именно, эти преимущества дает внедрение Системы 5С на производстве.  Многие предприятия начинали внедрение бережливого производства именно с внедрения Системы 5С. Делили завод и цеха на участки и начинали там наводить порядок, представляя затем экономические эффекты от проделанной работы в кол-ве высвобожденных квадратных метров и тоннах металлолома. Но только на этом все зачастую и заканчивалось. Чистота «сходила на «нет», стандарты рабочих мест постепенно теряли свою актуальность, а работники гневно вспоминали выброшенные в ходе сортировки приспособления и инструмент. Причинами тому были неверный подход к определению целей внедрения бережливого производства, недостаток знаний, а также отсутствие управленческой воли менеджмента. Именно воли, которая позволила бы довести начатые изменения до конца и вовлечь в изменения критическую массу персонала. Либо, осознать ошибку в последовательности внедрения инструментов бережливого производства, развернуться на 180 градусов, задуматься о целях в развитии предприятия и начать все заново, но уже системно изменяя поток создания ценности. И вот там то и потребовались бы знания и опыт применения 5С. Потому что обеспечить стабильность времени цикла на операциях невозможно без стандартизации операции и рабочего места. Кто-то из менеджеров так и поступил. Но другая часть навсегда «задвинула» 5С в аутсайдеры и при упоминании одного только термина начинает отмахиваться как от черта:

-        Ну вот, сейчас вы будете учить нас, как сделать контур на столе вокруг «мыши», какой ветошью мыть пол и под каким углом держать швабру.

Напрашивается ответ такому скептику: «если кто-то явно сфальшивил при пении, можем ли мы делать выводы о том, что сама песня плоха?». Бывали и такие, кто «мышку» обводил и бирку «швабра» гордо крепил к ручке сего инструмента. Виной тому лишь неспособность к критическому осмыслению методов, но мы то с вами грамотные и смотрим на процесс системно.

И потому, не все так печально. И продукт консультантов не закончил свой жизненный цикл, потребность в применении пяти шагов Системы 5С остается, если необходимо:

1.      Снизить время и вариабельность операции при выравнивании потока;

2.      Стандартизировать операцию;

3.      Расшить узкое место в потоке;

4.      Снизить время переналадки или ремонта оборудования;

5.      Исключить травмоопасность на рабочем месте;

6.      Устранить причины дефектов на рабочей операции;

7.      И, как следствие всего вышеперечисленного, обеспечить рост показателей безопасности, производительности и качества.

А самое главное, Система 5С способствует развитию у персонала мышления в духе Lean или Кайдзен. Мышления, направленного на выявление проблем, как возможностей улучшений. Ведь здравый смысл диктует нам, что рабочее место работника без самого работника организовать нельзя. И вовлекать его проще всего в тот момент, когда возникают потребности, указанные выше, тем самым снижая риски его сопротивления. И, банальный, на первый взгляд, для менеджмента, метод организации рабочего места развивает как минимум, три основных типа способностей у персонала:

1.      Аналитические способности. Этапы подготовки и сортировки – это, прежде всего сбор данных и анализ текущей проблемной ситуации, выявление потерь, разделение инструмента в рабочей зоне. Это сопоставление фактических данных с целевыми данными.

2.      Навыки планирования и организации развивает последовательная работа по приведению рабочего места к стандарту, а именно такому состоянию, при котором конкретный процесс будет выполняться всеми работниками одинаково, уборка проводиться в одно и тоже время по одним и тем же критериям.

3.      Способность к непрерывному совершенствованию – это бонус, который получают далеко не все. Когда диалог уже не об экономии минут, а экономии секунд. И начинает его рабочий. Эту способность развить труднее всего.

И это далеко не полный список, и даже не половина. Можно выстраивать причинно-следственные связи еще долго, если поставить себе такую задачу. Ведь есть еще менеджеры, которые должны научиться управлять этими изменениями, внедрять методы.

- Это специалисты по 5С

- Это руководители программ внедрения 5С

Эти люди, являющиеся проводниками изменений, внедренцами системы, должны, для начала, глубоко разобраться сами в методах 5С. А также, от них требуются, в дополнение к их профессиональным навыкам - Hard-Skills, так называемые, Soft-Skills:

1.      Коммуникативные навыки. Уметь установить контакт, слушать и слышать людей, работать с возражениями, не доводить ситуацию до конфликта. Основной результат применения – это договориться с каждым.

2.      Навыки эффективного мышления. Они помогут быстро выстраивать в голове взаимосвязь потребностей конкретного человека и целей изменений и находить нужные слова для убеждения.

3.      Управления своими эмоциями и состояниями. Терпение дано не каждому, а вот тренировать свою стрессоустойчивость придется)

4.      Открытость и искренность. Личная заинтересованность в достижении целей. Ведь если вы «бука», или сами не верите в то, что вы делаете, то как поведете за собой остальных?

Так что, от Системы 5С одни выгоды. Как для производства, так и для личного развития.

Конечно, ошибочно предполагать, что нам удастся привить культуру чистоты и порядка до уровня японского осознания.  Ведь, чистоплотность, присущая японцам имеет глубокие корни в японской религии Синто. Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте. В быту же, исповедующие синто проявляют себя религиозным отношением к чистоте. Поскольку грязь отождествляется у них со злом и очищение служит основой всех обрядов.

А потому, нужно уметь грамотно, без фанатизма, перенимать чужой успешный опыт. Искать схожие черты и отличия, уметь адаптировать под существующую систему и культуру предприятия, находить близкие и понятные для простых людей мотивы.

 

Использованы:

1.       Уолтер Айзексон «Стив Джобс»

2.       Масааки Имаи «Гемба Кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества»

3.       Всеволод Овчинников «Ветка Сакуры»