Print 9.35 pt 9.35 pt

Опыт внедрения бережливого производства непрерывных производствах

Автор: Владимир Михайлов
20 ноября в 20:13

Сегодня мы с вами поговорим о не так часто встречающихся в опыте внедрения бережливого производства непрерывных производствах. Для начала давайте определимся, а что же такое непрерывное производство?

Обычно это массовое производство, характеризующееся выпуском больших объёмов монопродуктов в течение длительного периода времени.

Безусловно, сборка одной модели смартфона на конвейере тоже будет примером непрерывного производства. Но нас в данном случае интересуют особенности непрерывных производств, так сказать, в чистом виде.

Когда невозможно остановить поток производства без последствий для качества, либо это приведёт к длительным простоям или потерям не прошедший полный цикл обработки исходных или промежуточных материалов.

Хорошие примеры – производство бензина на НПЗ, многие химические и пищевые производства, когда процесс протекает безостановочно.

Обычно такие производства используют устоявшийся технологический процесс, который в большинстве случаев нельзя ускорить. Поэтому резервы для улучшений следует искать в других местах. Так как процессы протекают с использованием закрытых трубопроводов и ёмкостей, в которых происходят химические реакции, в том числе в условиях опасного производственного объекта.

Невозможность в явном виде контролировать материалы и особые условия безопасности – первая особенность такого непрерывного производства.

И здесь важны автоматизации управления и контроля протекания процессов, квалификация и наполненность штатного расписания персонала. Отсюда и первая проблема.

Зачастую для штатного протекания процесса наличие персонала, обслуживающего линии, избыточно. Но во внештатной ситуации все роли для него расписаны и недостаток персонала может привести к потерям полупродуктов или даже к аварийной ситуации.

Обычно эту проблему решают применяя матрицу квалификации персонала, используя его в штатной ситуации для выполнения периодических работ, не требующих высоких навыков и позволяющих оставаться в зоне производственного процесса. Чаще всего это автономное обслуживание (АМ) при внедрённой системе ТРМ.

Так как процесс непрерывен, мы заинтересованы в 100% доступном времени работы оборудования. Но так не бывает. Оборудование нужно обслуживать, и оно периодически ломается. Наша задача как можно ближе подойти к цифре 100% доступного времени, учитывая при этом экономическую целесообразность каждого процента, добытого для работы оборудования.

Здесь важен выбор стратегии обслуживания, например, используя систему обслуживания оборудования, ориентированную на надёжность (RCM). Для каждого вида оборудования в результате будет выбрана наиболее подходящая система обслуживания – реактивное, превентивное или прогностическое техническое обслуживание

Также мы можем сократить время обслуживания оборудования, стандартизируя работу технической службы и применяя метод быстрой переналадки (SMED). Даже 1% доступности в условиях массового производства может дать колоссальный результат.

Ещё одна несколько областей для улучшений – вспомогательные процессы, например, контроль качества производимой продукции, контроль качества поступающего сырья и т.д., позволяющие избежать незапланированных простоев и задержек.

Все они обнаруживаются на этапе построения карты потока создания ценности и приносят свои результаты после согласования мероприятий по построению карты как должно быть.

Но ключевыми в постоянном потоке будут всё же работы с оптимизацией численностью персонала и организации ТОиР.