Авторские статьи
Популярное | Последнее

Машина встала и не едет...Что делать?

Автор: Андрей Майоров
17 октября в 17:45

Вот и наступила осень. За окном природа завершает свой очередной цикл, подтверждая это буйством красок всевозможных оттенков. И пусть бывает дождливо и слякотно, но мы с вами всегда понимаем, что за этим, казалось бы, унылым временем года всегда приходит обновление, и природа снова расцветет и подарит тепло.

То же самое происходит и с большинством предприятий и компаний. Непривычные события меняют ход размеренной жизни, стабильность может смениться стагнацией, а вслед за ней и спадом. И, с одной стороны, хорошо, если он происходит плавно - тогда есть достаточный запас времени, чтобы принять управленческие решения и начать перестраиваться, искать новые способы и возможности для развития. С другой стороны - это же и плохо, т.к. многие выбирают выжидательную позицию, надеясь, что ситуация изменится к лучшему, и при этом без всяких затрат дела пойдут в гору. В обоих случаях важно помнить – жить по-старому уже не получится.

Подобные явления происходят как с компанией в целом, так и в отдельных её частях: поставках ресурсов, производстве продукции, техническом обслуживании оборудования, логистике, непосредственно продажах и во многих других.

И уж коль скоро мы говорим о стремлении к подъему производства внутри страны, наращивании мощности предприятий и отраслей, следует помнить и об обеспечении работоспособности оборудования, и о бережливом отношении к его эксплуатации и обслуживанию.

К сожалению, на многих предприятиях всё ещё остается подход «загорелось - быстро тушим». При этом не может не радовать тот факт, что всё больше руководителей задумываются о постановке системы планирования, обеспечения и проведения предупредительного обслуживания оборудования. О важности такого подхода и об этапах перехода к нему мы уже упоминали в предыдущих статьях нашего сообщества и ещё не раз поговорим.

В этот раз хотелось бы подчеркнуть, что волшебство происходит тогда, когда в него верят, а значит, для этого нужно начать менять восприятие и отношение не только свое, но и окружающих людей. В нашем случае недостаточно веры только одного человека, даже если он генеральный директор или один из топ-менеджеров. Нужно постараться вовлечь сотрудников всего предприятия, независимо от их места в текущей иерархии (организационно-штатной структуре). В первую очередь непосредственных исполнителей – сотрудников технических и технологических служб, операторов.

Ну а пока мы работаем над этим и постепенно выстраиваем структуру планового предупредительного обслуживания, главная машина (или критическое оборудование) будет сбоить, а, возможно, и вообще остановится. И вот тут-то и проявляется наше «умение тушить пожары».

Зачастую можно видеть, как при незапланированной остановке или сбое оборудования происходит неспешное понимание произошедшего и вялотекущая организация его устранения. Собирается большое количество людей, которые так или иначе могут пригодиться. Происходит обсуждение того, что необходимо сделать. Не всеми, чаще только теми, кому по должности положено. Проводится обследование места предполагаемой причины нарушения работы. Опять же не всеми, а только теми, в чью компетенцию наиболее вероятно попадает причина. 

Беда в том, что остальные ждут. В лучшем случае что-то обсуждают между собой, в худшем – безучастно ожидают или разбредаются в разные стороны. Как можно уже предположить (а часто так и происходит), сам процесс устранения причины происходит также неспешно. Между слов упомяну, что практически никто не занимается по завершении (или в процессе) работ анализом корневых причин, из-за которых случился сбой, т. е. выяснением «почему сломалось», а не только «что сломалось».

Следует отметить, что многие из участников процесса даже не предполагают, какие из-за этих простоев потери (прежде всего финансовые) терпит предприятие. А следовало бы, т. к. недостаток притока финансовых средств сильно сказывается на выплатах этим же сотрудникам премий, поощрений, а зачастую и заработной платы (о стабильном её повышении даже не упоминаю). У одного из наших клиентов 1 час простоя главной машины оценивался в 1,5-2 млн. рублей потерь выручки из-за недовыпущенной продукции, и это не считая репутационных рисков и выплат неустоек из-за срыва поставки клиенту.

Что же можно предложить в переходный период?

Очень полезна оказалась практика организации бригад, которые занимаются (как это ни парадоксально) … тушением пожаров. Вспомните любой фильм (лучше документальный), как происходит сбор и выезд пожарной бригады из своего места расположения при поступлении тревожного сигнала. Считанные минуты. Ведь все понимают, что «промедление смерти подобно» (в случае предприятия – в переносном смысле, а вот при пожаре – вполне реально).

Относительно недавно читал впечатления руководителя от тушения реального пожара в одном из цехов своего завода. Самое печальное, что до прибытия пожарных свои участвовали в тушении почти также «активно», как описано выше про устранение сбоев оборудования. Не хватает пока у работников осознанности, что предприятие и находящееся в нем оборудование дает им возможность зарабатывать на жизнь, и в случае его порчи, возможно, придется искать новую работу. И не факт, что удастся сохранить уровень зарплаты или найти достаточно быстро, чтобы не сильно сказалось на качестве жизни семьи.

Надеюсь, у дочитавших до этого момента уже возникло стойкое желание начать бороться с таким положением дел, тем более кто-то, может, увидел «свой завод» в описании выше.

Оставьте в комментариях свое мнение - было бы Вам интересно узнать, что общего между работами пожарной и ремонтной бригад, и как организовать работу, чтобы сократить потери от простоев. Если наберется достаточно желающих, мы поделимся своим опытом в следующей статье.

Всем добра и спокойствия.