Авторские статьи
Популярное | Последнее

Игровые методики в Бережливом производстве и Шесть сигма

Автор: LSSRussia.ru
08 апреля в 15:00

Добрый день, уважаемые коллеги!

Хотелось бы поговорить сегодня на тему использования игр в обучении. Мы делаем это достаточно часто. Условно обучающие игры можно разделить на две категории. Первая категория игр помогает понять механику тех или иных инструментов, для того чтобы лучше осознать и донести глубину использования методик до тех, кого мы учим. Вторая категория – персонализированное использование этих игр, когда игра направлена не просто на то, чтобы объяснить, как работает тот или иной инструмент, а объяснить, как это происходит в реальном процессе.

Представим ситуацию. Есть некий инструмент, например, карта потока создания ценностей. Он достаточно распространен, достаточно много мы о нем говорили и многим знаком. Мы часто встречаемся с ситуацией, когда люди пытаются учить карте потока создания ценностей на каком-то вымышленном процессе. Например, компания производит какую-либо продукцию, а карту потока создания ценностей решает на примере создания бумажных самолетиков.

Огромное количество достоинств в таком процессе обучения, в такой игре. В первую очередь, дешевизна и простота создания и производственного проведения такой игры. С другой стороны, насколько хорошо она помогает освоить инструменты потока создания ценностей?

И тут появляется вторая сторона медали. Мы говорим с вами о том, что люди хотят не просто понять, как работает инструмент, но и как применять этот инструмент в своем процессе, и какие выгоды они получат от этого инструмента. И отсюда есть еще един вытекающий момент. Человек, узнав все выгоды и плюсы этого инструмента, должен захотеть его использовать.

В итоге мы получаем два направления. Первое: обучение механике инструмента, а второе, более глубокое: использование инструмента в механике своих процессов и желание использовать его в своем рабочем процессе.

В обоих случаях очень важно поставить перед собой задачу, главную цель того, что мы хотим получить при внедрении того или иного подхода. Если с первым все достаточно понятно и просто - мы хотим понять изнутри, как работает тот или иной и инструмент, и на примере работы этого инструмента объяснить алгоритм работы с ним, то во втором случае все немного сложнее.

Поэтому сейчас я подробнее остановлюсь именно на втором подходе. Для того чтобы его правильно использовать, нам с вами нужно понять, на кого будет направлен этот инструмент. Важно, чтобы те участники обучения, на которых направлен наш тренинг, восприняли его как свой процесс, сделать его нужным, максимально близким к тому опыту, который есть у участников.

Соответственно, для подготовки такого тренинга необходимо привлекать людей, которые являются экспертами в этом процессе. Если мы с вами говорим про использование того же самого ВСМ, то важно привлекать тех людей, которые понимают одновременно и всю цепочку потока создания ценностей, и каждый элемент по отдельности. Мы в своей практике часто сталкиваемся с тем, что подобные игры создают работники, которые занимаются исключительно обучением в компании, либо просто сотрудники отдела по работе с персоналом. Это нормально, это хорошо, но если мы хотим достичь отличного результата, то нужно обязательно привлекать людей из процесса. Это либо производственники, либо участники непосредственно того процесса, который создает ценность в компании для клиента. Если это не производственное предприятие или компания, то это те, кто оказывает услугу. Обязательно нужно собирать информацию. Дальше при создании игры или при адаптации самой игры к вашему примеру нужно работать совместно с этими сотрудниками. Создавая саму технологию игры, нужно учитывать несколько факторов, кроме тех, что мы описали.

Нужно понимать, что наша конечная цель – это понимание людей и желание использовать тот инструмент, о котором мы говорим. Важно не только сымитировать его и проиграть, но и делать определенные выводы, которые позволят осознать участникам необходимость, важность и, что самое главное, пользу этого инструмента. Результат напрямую зависит от команды. Например, если коллектив, который работает над созданием игры, достаточно молодой, веселый и задорный, то он может слишком уйти от игры. И получится перекос в сторону симуляции имитации, когда процесс будет очень красивым, классным, подробным, но при этом не будет достигнута та цель, которую мы перед собой ставили. То есть люди получат удовольствие от того, что они приняли участие в таком классном тренинге, в замечательной игре-симуляторе, но практической пользы для компании не будет.

Может быть и обратная ситуация. Если сотрудники слишком скупы на креативные идеи, все может получиться достаточно сухо, и участники могут не получить никакой пользы от этого действия, этой игры, которая сымитировала их процесс и позволила дойти до тех выводов, которые нужны компании: почему инструмент важен, что он дает, как его применить в будущем.

Оптимальное решение – интегрировать деловую игру в некую комбинацию теоретической и практической базы. То есть обязательно нужно игру не только использовать во время проведения тренинга, но и давать огромное количество кейсов, для того чтобы люди видели, как работает тот или иной инструмент в реальности, как мы можем ассимилировать часть здесь, во время нашего обучения. И потом проартикулировать, как может работать этот инструмент на реальном производстве.

Очень важно понимать и такой момент: игра, ровно так же, как и любое обучение, действие, требует постоянной корректировки. То есть если мы с вами говорим, что у нас есть некая первоначальная ситуация, подход, игра, то важно после каждого применения этой игры снимать обратную связь и, конечно же, ее доделывать, докручивать, допиливать, постоянно совершенствовать.

Будет здорово, если вы по итогам игровых методик БП и ШС тех участников игр, которые положительно себя показали, будете привлекать уже на производстве к внедрению конкретных практических инструментов БП и ШС.

По статистике из игровой группы, состоящей из 10-15 человек, выделяются активность и сообразительностью два-три участника.

По сути, игровые увлекательные методики БП и ШС – это боевые учения у солдат срочной службы. То есть, чтобы вы как главнокомандующий Бережливой Армии (топ-менеджер большого бизнеса) знали самых способных военных офицеров, отработав учения (читай, игры), в бою (читай, на производстве, внедряя философию Lean) отдавали лучшим курсантам ведение проектов, мозговые штурмы и любые другие практические «военные» действия.

Мы, то есть компания «Топ-Менеджер Консалт», в свою очередь, не переставая, совершенствуем наши игровые методики, развиваем этот метод обучения, привлекая самых квалифицированных экспертов и специалистов.

В нашем арсенале всевозможные игровые методики БП и ШС для самых разных сфер бизнеса – от IT-разработчиков до крупного машиностроения и бумажных комбинатов.

Наш двадцатилетний опыт на рынке консультирования по БП и ШС позволяет сделать игру увлекательной и эффективной. В игровой модели обучения мы симулируем любые производственные процессы – от офиса до производственного цеха, от склада до отдела продаж.

Как я уже говорил, у ТМК не может быть игры ради игры. Наши игровые методики выявляют и обучают высококлассных специалистов БП и ШС, которые в будущем способны сэкономить своей компании своей головой и знаниями тысячи и миллионы рублей, грамотно внедряя инструменты БП.

Если у вас есть вопросы и есть предложения по созданию игр, по работе с играми конкретно применительно к вашему процессу, мы всегда готовы и рады вам помочь, подсказать, оказать поддержку в создании деловых игр, которые будут актуальны для вас и вашей компании. Обращайтесь, мы всегда с радостью поможем.

Спасибо большое.

Всего доброго. До свидания.