Пятачок говорил: «Понимаешь, Пух, что я хочу сказать?» А Пух говорил: «Я и сам так, Пятачок, думаю». Пятачок говорил: «Но с другой стороны, Пух, мы не должны забывать». А Пух отвечал: «Совершенно верно, Пятачок. Не понимаю, как я мог упустить это из виду».
А. Милн
И вовсе это не диалог двух Руководителей проекта – от консультантов и от клиента…. а так, навеяло…
В предыдущих двух статьях мы смотрели на плюсы и минусы внедрения подхода Бережливого производства / 6 Сигма (или LSS для краткости).
Вывод странный – судя по результатам, внедрять очень хочется, а глядя на трудности – риски почти гарантированные. Вот сводная картинка, обобщающая наш 16-летний опыт.
Внедрять или нет?
Ну и что делать? Кто виноват – желающих поговорить найдется… Мое личное мнение – выбирать сознательно вариант компромисса и далее упрямо его добиваться.
Ключевое слово – сознательно. То есть:
А теперь собственно работающие в России варианты (в порядке от наибольшей результативности вниз). К счастью за 16 лет мы реализовывали все эти варианты, так что достаточно базы для сравнения.
Вариант 1. Оптимизация пилотного потока пока без изменения оргструктуры, но с КПЭ и экономикой потока.
Самый высокий бизнес-результат. Занимает от 12 до 24 мес. – в зависимости от готовности к восприятию КПЭ и уровня детализации собираемой продуктовой себестоимости, а также уровня надежности и прозрачности данных.
Поток оптимизируется реально, достигаются высокие скачки производительности, снижение себестоимости, уменьшение запасов, серьезное повышение всех КПЭ потока, вовлекается коллектив.
Образуется ядро в процессе внедрения – выделяются активные специалисты на всех уровнях, виден неравнодушный и перспективный молодняк, у них повышается мотивация. Служба LSS внутренняя организуется из них, логично и постепенно.
Обучение Поясов идет в логике оптимизации пилотного потока – прямо по ходу. Применяется сразу на практике, стройно, не лоскутно, и даже не возникает вопросов у участников – полезны ли инструменты. Сертификация поясов воспринимается не как диплом студента после тренинга (то есть не как личный, не обязывающий к дальнейшей деятельности результат), а как фиксация реально достигнутых бизнес-результатов.
Один из главных плюсов – коллектив сразу учится мыслить потоком и требованиями клиента. Видеть себя в потоке, отслеживать результат всего потока, а не только своего участка, искать потери в потоке. Руководителям проще выбирать объекты для проектных групп – целостно, с фокусом на узкие места и КПЭ потока.
Минусы – оргструктура привычная, функциональная. С одной стороны, хорошо – меньше сопротивления, не происходит передела власти. Но экономику потока приходится считать виртуально, и часть КПЭ тоже. С точки зрения принятия управленческих решений – это все равно очень полезно.
КПЭ приходится менять с функциональных на ЛИНовские.
Старая оргструктура вступает в противоречие – бригады должны поступать по-новому, а уровень принятия решений лежит не в потоке, а поперек – в функциональных департаментах. Но в течение 2-3 лет с этим можно справляться, а уж затем принять решение об изменении структуры будет проще.
Серьезное сопротивление возникает со стороны плановых служб и закупок. Система планирования меняется неминуемо и радикально, и плановые службы реструктурируются. Закупки вынуждены стать гораздо более прозрачными. Их эффективность начинает считаться ежемесячно, появляется альтернатива если Менеджер потока не удовлетворен сроками и стоимостью поставок.
Вариант 2. Оптимизация пилотного потока – только операционные КПЭ.
Все то же самое, что и в первом варианте – НО экономику потока пока не считаем. Итого снижается уровень сопротивления со стороны финансистов и монументов – тех же закупок, продаж. Если руководители этих подразделений являются противниками изменений, то лучше не торопиться и перенести экономику на второй этап.
Сроки Варианта 2 – 12 мес.
Экономику как правило включают на 3 год.
Как минус – сложнее считать эффект от оптимизации. В операционных показателях видно, а вот конечного изменения себестоимости и прибыльности потока – нет. Это приводит к конфликтам при принятии решений. Нестандартные хорошие идеи сталкиваются с блокировкой со стороны консервативной части руководства, и им легко обосновать отказ, пользуясь старым финансовым аппаратом, который настроен на массовое негибкое производство.
Тем не менее это вариант жизнеспособен и дает хороший рывок, если первое лицо понимает ситуацию и использует первый год на убеждение либо смену руководства «монументов».
Если же гендиректор или собственник не вовлечен, или хуже – сам является финансистом старого типа, ригидного к новшествам, то в этом случае LSS оседает на стороне производства и / или в средних эшелонах управления. Часто отсюда начинается падение результатов и остановка внедрения.
Вариант 3. Отдельные программы – ТРМ, SMED, Надежность, 5С….
Гораздо более спокойный вариант с точки зрения работы с сопротивлением. Решения принимаются на уровне руководителей подразделений, мало кросс-функционального взаимодействия, почти 100% работы идет в производственных подразделениях, на складах. Итого почти не затрагиваются управленческие функции.
Имеет смысл там, где либо компания совсем не готова к глубоким изменениям, либо наоборот – управление отстроено неплохо и нужны именно точечные программы.
Как правило, каждая программа развивается 1-2 года вместе с консультантами, а затем поддерживается изнутри. Развитие идет органично и медленно. Бизнес-результаты достигаются, но медленно и нельзя их подталкивать. Основной смысл – именно вовлечь 90% персонала и 90% процессов в качественную перестройку и стабилизировать результат на операционном уровне.
Очень часто до потокового управления так и не доходит, либо это происходит лет через 5-7 при перезапуске внедрения LSS. При этом руководители и сотрудники компании-клиента начинают «прозревать» и говорить, что до этого они не понимали суть Lean и 6Sigma и лоскутно, малоэффективно внедряли отдельные инструменты, не стыкуя их между собой. Отдельно есть, например, департаменты надежности, качества, отдел 5С и т.п. У них разные планы, противоречащие друг другу. А когда обнаруживается, что на самом деле это пальцы одной руки, и их надо сводить в единую структуру – начинается деление власти и защита стульев…
Тем не менее, Вариант 3 оправдан, если глубокие изменения невозможны, а у компании есть ярко-выраженные точечные проблемы.
Подготовка и сертификация Поясов идет однобоко – только по выбранным направлениям. Появляются такие внутренние статусы, как «зеленый пояс по 5С» или «желтый пояс по качеству».
Вариант 4. Обучение ядра, а там что выросло, то выросло.
В этом варианте нет объединяющей задачи – реального потока.
Проводится обучение Белых/Зеленых поясов по комплексной программе – в лучшем случае, если компания разумная, то не по стандартной, а подобранной с учетом отраслевой специфики. Обучение идет волнами – как правило, в каждой Волне 20-50 Белых поясов и 10-15 Зеленых. Обучение и сертификация каждой Волны с защитой проектов занимает 7-9 мес.
Плюсы – создается ядро, которое будет распространять принципы LSS и из первой Волны формируется внутренний департамент.
Минусы:
Обучающие проекты оправданы если:
И немного графики