Авторские статьи
Популярное | Последнее

Бережливые регионы

Автор: Зося Герчикова
02 февраля в 14:00

«Регионом можешь ты не быть, но бережливым быть обязан».

В 2017 году произошел прорыв в цепочке Мода – Команда сверху – Нужна галочка в пункте «инновации» и Бережливые регионы стали расти за ночь, как грибы..

У нас прошло более 10 переговоров по инициативе региональных администраций и уже видны тенденции:

  • Термин Бережливое производство прижился, и книжки даже читают

  • Принимаются распоряжения (!!) и пишутся программы – «стать Бережливым регионом к такой-то дате» - ни разу не видела срок более года… А ничего, что ведущие компании мира внедряют у себя десятилетиями, а компания – организм гораздо более мобильный, чем регион??? Впрочем, о чем это я…

  • Выделяются бюджеты из денег государственных – то есть налогоплательщиков, что уже хорошо. Наконец-то финансируем повышение эффективности и производительности! Давайте глянем, как они расходуются.

Варианты распределения денег:

  1. Бюджет на год солидный – например, 10 млн. рублей. Принцип распределения – по 150 - 300 тыс. в среднем на предприятие. Трудозатраты на заполнение всех необходимых для конкурса документов – месяц примерно для квалифицированного специалиста, а квалифицированных нет, тема-то новая… Сначала все обращаются к консультантам, но их труд же нужно оплачивать – а из чего? Из 300 тыс. гранта? И что останется? Ни разу не видели пока очередь за этими грантами и их удачное получение/использование. Хватает такого гранта либо на диагностику, либо на 2-дневное обучение руководителей, либо на дистанционную подготовку 2-3 человек – а дальше что? Причем качество подготовки никто не оценивает – выбирают в основном по стоимости со всеми вытекающими. Недавно в приличной на первый взгляд (именно на первый) программе развития видела – Зеленый пояс – 40 часов! Ведущие программы, аккредитованные в серьезных международных организациях, составляют от 120 до 180 часов… и это кроме практического проекта.

  2. Бюджет потратим на обучение. Ура! Правильное решение. Только давайте определим – кого обучаем, кто обучает и чему. Что видела за последний год:

a. Почти все тратится на 1-дневное (!!) обучение руководителей предприятий – несколько таких обучений-конференций по 100-150 человек. Нужно описывать результат? Думаю, что пользы процентов пять, примерно… Зато галочка стоит – обучены представители нескольких сотен предприятий – звучит! Галопом по Европам (Япониям и прочим Америкам) вразнобой, фарш из неизвестных понятий, фарш в голове и радостный вывод «в СССР все это уже было», а значит, можно расслабиться и счесть Бережливое производство неэффективным и ненужным.

b.Обучаем глубже, но деньги экономим, и приглашаем 1-2 известных тренеров на 1-2 раза, а массовое обучение проводят…. студенты (правда-правда). Говорите, в ВУЗах еще толком нет отлаженных программ, и никто пока реальных специалистов не выпускает? И соответственно просто нет студентов, достаточно подготовленных… Ну и что? А кто это поймет вообще, учитывая что тема новая?

c. Долго проводят конкурсы и тендеры, а затем все глохнет и уходит в песок – активность показали, а там появились другие приоритеты и ослабло давление сверху… деньги найдем, как списать.


Критиковать, оно не сложно, Вы предложите, что делать в условиях такого бюджета региона, который есть.

Предлагаем:

1. Обучение ядра. Хороший вариант, особенно если он обеспечивает подготовку ядра из 5-10 человек для каждого предприятия, которое хочет начать внедрение

  • Берете эффективную дистанционную программу опытной и качественной консалтинговой компании со стажем внедрения и подтвержденными результатами в разных отраслях в России. Программа должна быть модульной и позволять комплектацию разных уровней – «Основы», «Продвинутый», «Мастер». Это могут быть Белые/Желтые/Зеленые пояса.

  • У консультантов должно быть достаточно опыта и квалификации для быстрой адаптации программы под специфику региона.

  • В программе обязательны домашние задания на практике родных предприятий и тесты теории. Сертификат без достижения результатов по практическому проекту не давать.

  • Сопровождение коучинговое (дистанционное), чтобы помогать проходить сложные вопросы во время домашних заданий – коучами – практиками. Они смогут проложить мостик от теории к практике и получить первые успехи и реальные результаты, а также помочь не упасть в демотивацию при отсутствии поддержки.

  • Программа должна обязательно включать работу с руководством компаний-участников! Если руководители не проникнутся идеей, не поймут, как это поможет им лично и предприятию в целом – все остановится, не начавшись. Но вот формы этой работы не должны быть обычными лекциями! Преподавать инструменты топ-менеджерам – бесполезная потеря их времени.

  • Финансирование такой программы должно идти 50% за счет бюджета региона и 50% за счет предприятий, иначе предприятие не будет чувствовать ценность, и не будет вкладывать усилия в результат.

 

2.Подготовка региональной команды консультантов-практиков для малого бизнеса и муниципального сектора

  • Квалифицированных и дающих результат консультантов мало, они в основном в центре и командировочные расходы составляют приличную часть стоимости проекта. Крупные компании это и сами потянут, им бюджет администрации – капля в море. А вот малый бизнес и бюджетная сфера (образование, медицина, сервис населению и т.п.) – не справятся. Для них нужны местные консультанты с местными тарифами и без командировок.

  • Вырастить свою команду (именно команду, которая может посоветовать друг другу, объединяться на проекты минигруппами и т.п.) – непросто. Если взять местные дарования и отпустить в свободное плавание и органический рост – это лет 10. А вот если привлечь сильную консалтинговую компанию, опытную именно во внедрении, а не тренинговую, и организовать проект по подготовке такой команды для региона за год – человек 20-30, вот такая трата бюджета будет одной из самых эффективных. Внутри программы подготовки команды сделать несколько пилотных проектов улучшений в малом бизнесе и муниципальном секторе.

  • Финансирование такой программы тоже лучше делать в соотношении 70% бюджет региона и 30% личные средства участников. Это поможет отобрать серьезно настроенных специалистов, которые хотят в себя вкладывать и потом несколько лет с энтузиазмом работать. 

 

3. Проработка Модели Бережливого региона, полной инфраструктуры и инструментария региона. Это самое дальновидное вложение бюджетных средств

  • С помощью опытных консультантов-внедренцев разрабатывается Модель Бережливого региона. В ней подробно, с учетом специфики, разрабатываются отраслевые пакеты инструментов, стандартов – что должно быть на предприятии, чтобы оно могло называться Бережливым. Извините за повтор про «внедренцев», но это важно – часто такие псевдо-программы разрабатывают тренеры, понимающие термины, но совсем плохо представляющие реалии – и тогда получаются мертворожденные «красивые» и бесполезные документы.

  • Прорабатывается Дорожная карта – по отраслям и для региона в целом – на 3-5 лет как минимум.

  • Обязательные элементы – стандарты соревнования на разные категории и звания внутри региона – Бережливые предприятия разных ступеней, Лидер БП, Специалисты, лучшие инициативы, самые результативные проекты и т.п. Здесь важны креативные форматы и применение лучших практик управленческих и мотивирующих.

  • Объединяющие элементы – региональные Форумы, обмен опытом, синергия в регионе и пр.

  • Разрабатываются (адаптируются существующие) программы для региональных ВУЗов

  • Далее Дорожная карта осуществляется с помощью экспертов – под точечным сопровождением


В виде резюме – задача развития Бережливых регионов – интересная, актуальная и может дать необходимый в стране толчок на повышение производительности, качества и сервиса и в конечном счете комфорта для каждого жителя. Очень не хочется, чтобы это все опять выродилось в «мероприятие для галочки» с уходом бюджетных денег в песок. А примеров разумных инициатив сверху, которые умирают, не долетев до земли, именно из-за не очень разумного исполнения и нецелесообразного расхода «казенных денег» – у нас даже уже не сотни, а гораздо больше… Так и стоит перед глазами доклад примерно восьмилетней давности московского уровня, по которому каждый второй пенсионер столицы, оказывается, был за несколько лет охвачен бесплатным обучением компьютерной грамоте и классы для пенсионеров якобы существовали в каждом районе в шаговой доступности! Только вот проведенный в параллель опрос пенсионеров расходился с этими данными драматически – не более 10% пенсионеров слышали и не более 3% посещали подобные классы.. а уж найти их в большинстве районов вовсе не удалось.

Давайте объединяться – те в регионах, кто хочет мероприятие не для галочки, а для устойчивого улучшения и те, кто наработал опыт и квалификацию!