Сообщество Lean+6Sigma в России
Так как же обучать Зеленых поясов
Антон Анферов, Руководитель направления Шесть Сигм, Топ-Менеджмент Консалт
19 мая 2016 в 17:00
Предисловие от автора.
Итак, вы все-таки решились проводить корпоративные обучения самостоятельно, без привлечения профессиональных тренеров или консультантов. Как говорится, «безумству храбрых поем мы песню».
О том, как делать не надо и что может пойти не так, Антон писал ранее в цикле.
Скажу вам сразу, будет очень непросто.
Я сам провел таких обучений уже больше 20. В этом цикле статей я постараюсь объединить весь свой опыт и рассказать о том, что будет просто необходимо учесть при организации обучения методикам Бережливого производства (Lean) и Шесть Сигм (Six Sigma) своими силами. Однако, несмотря на это, статьи будут полезны и тем, кто проводит обучение с привлечением сторонних консультантов, так как ряд закономерностей будет общим для внутреннего и внешнего обучения.
Общая структура цикла будет следующей:
1. Кто есть кто? Заинтересованные стороны обучения и их цели.
2. Организация обучения.
a. Время и место.
b. Выбор структуры и продолжительности обучения
c. Набираем учеников
d. Выбор тренера
e. Проверочные работы
f. После обучения
3. «Что могло пойти не так?»
a. Проблемы с тренером
b. Проблемы с учениками
c. Проблемы с руководителями
d. Проблемы с персоналом
4. Дополнительные действия при обучении.
Я часто слышу такие слова от участников:
- Да топам это не надо
- Да это не будет работать
- Не та специфика.
и прочее тому подобное.
Соответственно, это те риски, которые они говорят. А значит это их волнует. Если с самого начала обучения собрать их ожидания от обучения и риски того, "почему это обучение может провалиться", то сама группа даст вам ключи к пониманию, чем их заинтересовывать.
Мой "Топ 5" способов повышения интереса такой:
- Периодический приход кого-то из уважаемых Топ-менеджеров с напутствием или поддержкой. (это здорово повышает самооценку + открывает канал общения с руководителями, которого обычно у участников нет)
- Разбавление теории с практикой на местах. (Это позволяет наглядно продемонстрировать, что теория применима на практике. Здорово "переформатирует" даже рьяных скептиков)
- Быстрая обратная связь по их рискам (проговорить их с руководителями, выработать с ними план и рассказать о нем участникам. Участники понимают, что их ценят, и их жизнь тут становится чуть легче. Но здесь важно, чтобы план выполнялся, а то эффект будет ровно противоположный).
- Обучать на их примерах. (Тем самым они и заземляются на практику, и чья-то задачка становится ближе к решению)
- Дополнительно давать полезный практический материал, даже не в рамках курса. (Ну вот жалуется народ на низкую мотивацию персонала, можно рассказать им пару методов из этой области. Переживают из-за нехватки времени или неумения планировать, дать им, например, хейдзунку или что-то подобное. Народ бежит это применять, жить становится легче, доверие к курсу повышается.)
Эти работают всегда. В каждом конкретном случае добавятся специфические вещи. Тут мне надо знать ваш случай.
Если же под "поддержанием в тонусе" мы имеем в виду дисциплину и вообще "морковку сзади", например, когда группа сильно расслаблена и ленится учиться, то варианты другие:
Пункты 1,2,5 будут работать с поправкой на "только надо разобраться".
Но тут на первый план выходит контроль успехов и результатов.
Хорошо работает соревнование между участниками. Даже не придавая ему значения, все равно народ поддтягивается.
В некоторых проектах получалось закреплять за участниками наблюдателей из руководства. Это великолепно стимулирует.
Но, как бы там ни было. Первое, что я стал бы делать в любой группе - это прорабатывать их ожидания и риски. Оттуда много полезного можно узнать.
Кстати, если у вас есть конкретный кейс, опишите его прямо в комментариях к статье. Так к обсуждению подключатся все и больше пользы будет, чем от меня одного. Лично мне было бы интересно его услышать.
Надеюсь, что мне удалось вам помочь. Если останутся вопросы, пишите, обсудим.