С точки зрения потребителя грузоперевозки можно относить как к потерям, так и к ценности. Смотря под каким углом рассматривать и глазами какого потребителя. А поставщика услуги (и владельца процесса) всегда интересует позитивная динамика основных показателей:
Затраты на топливо
Пробег автомобиля
Загрузка транспорта
Затраты на обслуживание
И, конечно, простои транспорта. Простои на погрузке, разгрузке. Простои в пробках и ожидании очередей на приемке.
В одном из проектов «Топ-Менеджмент Консалт» в крупной российской компании команда сотрудников улучшила показатели транспортного подразделения, а именно проработала ряд мер по снижению простоев техники под погрузкой.
Цель проекта:
Увеличение эффективного времени работы техники на 3%. Снижение времени простоя на погрузке на 11 мин.
Период реализации проекта: 5 месяцев
Результаты проекта:
Сбор и анализ данных: Сложность реализации проектов в транспортной логистике состоит в том, что о потерях знают и говорят все, а вот данных для анализа недостаточно. Это в производстве можно выйти и сделать замеры времени цикла, найти все потери и их причины. А вот с десятком автомобилей в каждый рейс не отправишься.
Для сбора данных используются:
1С, иные ПО, GPS системы
Наблюдения с секундомером на операциях, где возможно
Опросы водителей о причинах задержек и ожиданий
Опросы водителей о порядке действий на погрузке и разгрузке
Далее, все данные были структурированы. Определены: среднее время по каждой единице техники, основные типы простоев и ожиданий. В анализе данных использовались ПО Minitab.
С применением инструмента CEDAC были определены факторы, влияющие на возникновение всех типов простоев и ожиданий. На 79 факторов было сгенерировано 59 идей. Ключевые идеи были связаны с отказом от талонов на погрузку, внедрением системы автофиксации времени, изменением стандарта работы диспетчера, внедрением интервальной отправки техники. Были использованы доработки ПО, создание визуальных методов и методов защиты от ошибок.
Также по каждому этапу процесса погрузки были проработаны потенциальные типы отказов, их последствия и меры по предупреждению с использованием метода FMEA (Failure Mode and Effects Analysis, анализ видов и последствий отказов).