Авторские статьи
Популярное | Последнее

Трудоголизм и трудоголики. Хвалить или расстреливать

Автор: Антон Анферов
07 марта в 15:45

Если ты будешь усердно работать по 8 часов в день,

то обязательно станешь боссом…

и начнешь работать по двенадцать.

 

Трудоголизм и трудоголики.

Сегодняшняя статья навеяна сообщением моего хорошего знакомого в известной соцсети, где он радуется, что рабочий его марафон продолжается, но теперь полегче, всего по 20 часов в день работает. При этом воспринимая это как «ничего страшного».

В связи с этим и широко распространенным мнением, что работник должен быть постоянно чем-то занят на 100%, окончательно оформилось желание расписать свое видение всей этой истерии с трудоголизмом и трудоголиками.

Попробуем разобраться, хорошо ли, если ваши сотрудники «трудоголят» или не очень.

Начнем с основ и терминов. Согласно Большому современному толковому словарю русского языка, Трудоголик - Тот, кто отличается чрезмерным трудолюбием.

Ключевое слово тут «чрезмерным».

Если ваш сотрудник чуть ли не каждый день засиживается на работе допоздна, то это может быть признаком такого феномена.

Но тут надо сделать несколько небольших отступлений и уточнений:

1. Трудоголизм бывает добровольный и вынужденный.

2. Трудоголизм бывает временный и постоянный.

1. Начнем с добровольного.

Ситуация такова, что объективных причин задерживаться на работе и посвящать ей все свое время нет. Но почему-то это происходит.

Каковы могут быть причины?

1.1. У психологов давно уже есть тенденция приравнивать трудоголизм к болезненной зависимости, сродни алкоголизму, например. И возможно у вашего вышеупомянутого сотрудника есть проблемы этого рода. Там есть целый ворох причин, в которые я тут не полезу. На то есть профильные исследования. Вывод отсюда простой. Добровольный трудоголизм – повод задуматься о визите к психологу.

1.2. Есть такая категория очень хитрых людей, которые таким образом зарабатывают деньги. Весь день такой сотрудник работает спустя рукава, а под вечер внезапно у него куча незаконченных и «очень срочных» дел, которые надо обязательно сделать. И он как ответственный сотрудник, болеющий душой за компанию, просто обязан остаться и выполнить их. И так чуть ли не каждый день. При этом такого сотрудника нередко еще и хвалят, ставят в пример перед другими. Мол, вон какой ответственный и исполнительный. Ведь еще с советских времен в нас вбивали «пятилетки за 3 года» и прочие мысли о том, что чем больше работаешь, тем ты лучше как сотрудник.

Что получается на деле? Сотрудник, оставаясь на переработку, получает за это дополнительные деньги (1.5-2 норму), а делает ровно тот объем задач, что должен был сделать за день. Удобно да?

В моей практике я видел подобное среди линейных работников, в инженерном составе и даже целые офисы, работающие по такому принципу. Последнее, кстати, иногда встречается в азиатских компаниях, где есть неписанное правило не уходить с работы раньше начальника. В итоге сидят эти сотрудники до 21-22 вечера (а иногда и позже). Думаете они посвящают это время продуктивной работе? Кто-то да, но подавляющее большинство просто просиживает это время, получая за это дополнительную плату.

Убытки для компании прикинуть несложно.

Бороться с этим довольно просто: достаточно сделать фотографию рабочего дня (а лучше недели) и составить список того, что сотрудник вообще со всеми этими переработками сделал. И сразу станет все понятно.

Что в сухом остатке: добровольный трудоголизм – это маячок для руководителя. Какие бы ни были причины, там явно какие-то проблемы, которые нужно, как минимум, проверить.

2. Вынужденный трудоголизм.

Это история из разряда «не хочу, но надо». Пожалуй наиболее часто встречающаяся в реалиях современного бизнеса.

2.1 Вынужденный кратковременный.

Это как раз обычно переработки по объективным причинам. Что-то случилось/качнулось в бизнесе и резко потребовались дополнительные мощности, а людей или нет, или их экономически не выгодно набирать, или квалификации нет такой. В итоге приходится отдуваться тем, кто есть.

Примером может быть ежегодный кошмар логистики – Черная пятница. Это неделя в году, когда нагрузка на магазины, логистические фирмы, ритейлы и т.д возрастают даже не в разы, а на порядок. Держать запас людей тут просто нереально (весь последующий год они не будут особо загружены), поэтому на этот срок компании переходят на «военный режим». Другим примером может быть серьезные пуско-наладочные испытания как техники, так и строений или заводов. Тут в короткие сроки нужно проверить и поправить массу всего. Праздники вообще богаты на создание подобных примеров.

Бороться с этим не получится, так как это колебания самого рынка. Максимум, что можно сделать – это подготовиться и иметь заранее готовый «авральный план»: а что делать, если… . Единственное, чего нельзя делать, это не готовиться к таким периодам вообще. Это путь к краху компании.

2.2. Вынужденный долговременный.

Это такая странная ситуация, когда персонал компании вынужденно работает с большими перегрузками в течение длительного периода времени (от полугода и выше). Реально объективных таких ситуаций можно по пальцам пересчитать. Это разве что высокоинтеллектуальные работы, по которым в принципе специалистов мало, их подготовка долгая и дорогостоящая, а количество заказов неустойчиво растет. Тут еще можно понять, почему имеющиеся специалисты будут перегружены довольно долго. Задача руководителей в такой ситуации как можно быстрее выходить из этого «крутого пике», так как систематическая перегрузка рано или поздно приведет к потере специалистов. И круг замкнется.

Вторая ситуация, куда более частая, когда сама система управления выстроена так, что есть ценные сотрудники, на которых сваливают 70-80% всей работы, а остальные вроде как «патроны подносят». Первые всегда будут перегружены, вторые - недогружены. При этом часто еще и нет программы удержания ценных сотрудников и обучения остальных. Длительные перегрузки приводят к выходу из строя, заменить некем, у компании проблемы.

В третьем варианте сами руководители считают себя такими ценными сотрудниками и замыкают на себя все и вся. В итоге сидят и разбираются с кучей мелких задач каждый день допоздна.

Четвертый вариант тотальной перегрузки – это вал задач. Сотрудникам выдается столько сиюминутных задач и заданий, что они в принципе не в состоянии их все выполнить, учитывая переналадки между задачами и т.д. Каждый день – это подвиг, но все равно задачи с прошлого дня переходят на новый…и вновь продолжается бой. И в этой ситуации может быть все предприятие, от секретаря, до директорского состава. Часто встречается в ситуациях очень инициативного руководства, несогласованности между разными органами управления (местным и центральным, например) или в ситуации общего большого количества начальников. От одного кипа задач по PR, от другого по производству, от третьего по качеству и т.д. И все с пометкой СРОЧНО. Причина – несогласованность действий и неумение/нежелание считать хотя бы примерное время на выполнение задач.

Общая причина в трех последних случаях одна – некомпетентность управления. Руководителям в этой ситуации надо бы бороться с этим, развивать систему обучения, делегирования, учета времени, стратегического планирования и т.д, но самому с собой бороться обычно не получается. Поэтому это и наиболее распространенные ситуации в бизнесе. 

Что хотелось бы сказать в итоге. Все вышеперечисленное показывает, что в подавляющем большинстве случаев трудоголизм это плохо. Что бы там вам ни говорили «лейбористские лозунги» прошлых времен. Он вызывает дополнительные потери в компании и потенциально ослабляет ее, так как ценные кадры долго такую ситуацию терпеть не будут.

Причин же принципиально всего две: патология управления и патология сотрудников.

Руководитель обязан отслеживать в своем коллективе признаки трудоголизма у сотрудников и разбираться с ними. И уж ни в коем случае не поощрять такое поведение.