Print 9.35 pt 9.35 pt

Топ 5 причин неудач внедряющих 5С. Или «наведем 5С», как порчу.

Автор: Антон Анферов
06 февраля в 14:39

О методике 5С написано уже горы литературы. С нее начинается внедрение Бережливого производства в подавляющем большинстве случаев. Да и вообще методика, пожалуй, самая узнаваемая из всех, когда речь заходит о Бережливом производстве.

Но, несмотря на это, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда полезная и рабочая методика вырождается в нечто совершенно нелепое и бесполезное. Как правило, все в итоге сводят к периодической генеральной уборке (как будто ее без 5С не надо было делать).

Вот и получается: «навели мы это ваше 5С, ну убираемся теперь периодически (читай, перед аудитом)». Причем эта болезнь не сугубо российская. В иностранных компаниях от этого страдают не меньше.

У всего есть свои причины, есть они и в этом случае. Они простые, но почему-то их часто игнорируют.

А разберу я их для наглядности на простых бытовых примерах.

Причина 1. Ответственные за внедрение сами не понимают целей 5С и не доносят их до сотрудников.

Собственно это целых две причины, но обычно они так и идут парой.

Вот попробуйте сейчас сами для себя сформулировать три основных цели методики 5С. Те три кита, на которых она базируется.

Большинство вразнобой начнет перечислять что-нибудь в духе «чистота, порядок, все на своем месте». Группа поменьше вспомнит об «эффективность», а кто-то даже и про «безопасность».

Но полный список назовут единицы. И это парадоксально для методики, с которой все начинают, и о которой так много всего написано. Временами складывается впечатление, что теорию никто и не читает. Ну а в принципе, чего удивительного? Часто ли вы читаете инструкцию к какому-нибудь прибору перед использованием? Вот так и тут. Сначала попробуем, а там, если не получится, пойдем читать.

Вот только в случае с 5С повторное внедрение всегда сложнее первоначального.

Ну хорошо, какие же эти три цели-то? Все просто: основные задачи 5С – Эффективность, Безопасность и Комфорт рабочего пространства.

Да-да, и комфорт там тоже есть. И отдельно стоит обратить внимание на слова «рабочего пространства». Это не только рабочее место сотрудника, а вообще все то пространство, в котором он находится на работе, включая столовую, уборную, раздевалку и т.д.

А теперь вместе подумаем, решает ли периодическая уборка все три этих задачи? Эффективность? Вряд ли. Безопасность? Да тоже весьма условно. Комфорт? Да скорее добавляет сотрудникам работы, которой у них и так выше крыши. Итог – три из трех в минус. А потом удивление, а чего это нет никакой пользы.

Вот представьте на секунду, что вы каждый день делаете у себя дома полную влажную уборку. Станет вам от этого продуктивнее, безопаснее и комфортнее жить? Сомневаюсь, учитывая, сколько вы будете убивать на это времени.

Теперь о второй причине, не доведение этих целей и принципов до сотрудников.

Тот же дом, вы говорите своему ребенку, что вот надо каждый день прибираться в комнате, потому что вы так сказали. Родители понаивнее будут считать, что этого достаточно. Но более опытные сразу поймут, что затея эта, мягко скажем, маловероятная. У ребенка куча разных интересов, в которые уборка, как правило, не входит. А дальше начинаются варианты решения. Один из распространенных: «не сделаешь, будешь наказан». И вот дите хмуро начинает без особого энтузиазма заниматься уборкой в надежде как можно быстрее с этим справиться и забыть. Он не понимает и не хочет понимать, зачем это нужно. Для него это «придурь» родителей.

Переводим на предприятие…и все то же самое. Только вместо детей сотрудники, а «придурь» руководства. Приживется методика?

Другой вариант: длинная пространная лекция для дитяти, зачем это нужно, с примерами из его возможного будущего о том «как космические корабли бороздят просторы Большого театра» (с)

Возможно он из этого даже что-то поймет. Но скорее всего основной вывод будет «родителям это надо». А дальше уже фактор «сыновней почтительности», будет делать или нет.

В компаниях проводят полноценные повальные обучения сотрудников методике 5С в надежде, что осознают и поймут. В результате появляется ощущение «начальству это надо» со всеми вытекающими.

Вариант третий. Выбрали день, договорившись с ребенком, устроили из этого обучающую игру, в ходе которой доступно рассказали, почему вот эта игрушка не должна валяться, вместе выбрали удобные места для вещей, переставили мебель, как удобно в первую очередь РЕБЕНКУ, а не родителям. Теперь он понимает, почему все вещи должны лежать там, где лежат. Это самому удобно, чтобы игрушки лежали на том месте, где должны лежать. А раз ему и самому так удобно, то не будет никакого внутреннего конфликта, куда деть игрушку в следующий раз, бросить на пол или положить на место.

Это самый сложный путь внедрения, но реально самый верный. Если ваш сотрудник понимает, что ему самому дает методика и следование ей, он с куда большей вероятностью будет ее применять.

Причина 2. Сделаем все за них.

5С предполагает обязательное участие 100% сотрудников в мероприятиях методики. Без исключения. Даже если «смены» или «а кто работать будет» и прочие подобные отговорки.

Вспомните, сталкивались ли вы с ситуацией, когда кто-то убрался у вас в кабинете/комнате/офисе без вас? И как потом бывает сложно что-либо там найти после такой уборки. Вещи лежат не на привычных вам и удобных местах, а где-то еще, в мифических «эффективных» или «правильных».

Мама плюнула на все, во время отсутствия чада, сделала уборку в комнате. И довольна.

Ничего кроме раздражения это не вызовет. И уж точно речь здесь не идет об удобстве и эффективности. Ведь придется заново изучать, что где лежит. А потом перекладывать на «любимое место»…до следующей такой уборки.

В случае с вышеупомянутой мамой…все вещи очень скоро будут снова раскиданы.

А вот если собрать всех сотрудников, дать им возможность, посовещавшись, разложить все вещи, как им удобно, добавить, если надо, стеллажи, полки и прочую инфраструктуру. То все пойдет по-другому.

Причина 3. Сделал и забыл.

5С не разовое мероприятие. Меняется мир вокруг нас, внутри предприятия. Меняется состав сотрудников, выполняемые задачи. Но стандарт неумолим и вечен, как Эверест.

В той же квартире, малыш вырос, уже подросток. А мама по-прежнему заставляет его хранить все игрушки во-о-он в том ящике. А они ему и не нужны уже давно. Ему бы этот ящик под новые увлечения приспособить, но нельзя. Утрирую? Разумеется. Но ровно так часто поступают на предприятиях: есть стандарт, изволь делать, а все остальное лесом.

И плевать, что система динамическая и требует постоянной адаптации.

Причина 4. Все и сразу.

5С как стихийное бедствие. Прибежало начальство и поручило внедрить первые 3,4,5 шагов методики к такому-то числу и в полном объеме…Со всеми формами, шаблонами, документами, разметкой, красными ярлыками. «Шаг влево-вправо – побег/расстрел».

Представьте, к вам домой пришел врач и сказал: все, с завтрашнего дня вы питаетесь так, каждые три часа измеряете вес, уровень сахара, заполняете вот эти три формы, выпиваете литр такой воды, литр этакой и литр сякой. Иначе будет плохо. Вот более чем уверен, что вы начнете выискивать приоритеты во всей этой истории, что обязательно с начала, что можно пока не делать, а добавить потом и т.д.

Так же и ваши сотрудники. Будучи не в силах сделать все и сразу, они будут искать приоритеты. Не получив их, они придумают их сами, руководствуясь, скорее всего списком критериев в листе аудита. Руководство ответит ужесточением аудитов…и «гонка вооружений» началась.

А все было куда проще. Составить список приоритетных вещей на первом этапе внедрения и потом постепенно и логично ее наращивать. Но ведь для этого надо сесть и вникнуть в суть методики, а это см. пункт 1.

Причина 5. Пусть делают, а я посмотрю.

Представьте, что к вам подходит тучный человек с сигаретой в зубах и бутылкой пива и начинает вам пенять на то, что «чегой-то ты, голубчик, здоровьем своим не занимаешься. Вон турничок висит, давай-ка позанимайся иди». Вряд ли эта ситуация оставит вас совсем спокойным(-ной). Самый безобидный вопрос тут, «а чего ты сам-то не занимаешься»?

Другое дело, если с тем же обращением к вам подойдет человек-образец здорового образа жизни.

Мораль простая, не стоит ждать от ваших сотрудников соблюдения методики 5С, если высшее и среднее руководство в этой деятельности не участвует никак, а только спрашивает.

Но такая ситуация встречается на удивление часто.

Вот мой топ 5 причин неудачного внедрения 5С на предприятиях. Если вы знаете еще важные причины, пишите в комментариях, обсудим.