Авторские статьи
Популярное | Последнее

Вопросы о Бережливом производстве в ритейле.

Автор: Денис Тверской
21 марта в 13:16

Денис Тверской дал комментарии к статье о Бережливом производстве в ритейле. Мы приводит полностью его ответы и будем рады услышать Ваше мнение и комментарии.

1.      В ходе Российской недели ритейла была проведена целая секция, посвященная Lean в ритейле, но называлась она примечательно: «Самый недооцененный тренд 2018». Когда читаешь статьи, посвященные Lean в России, та же мысль звучит и там — эта философия у нас не очень распространена. Почему? Что является основной причиной такого невнимания?

Очевидно, что Lean дает хорошие результаты при высоком вовлечении топ-менеджмента компании и на достаточно долгом плече. Мы пока еще не научились думать стратегически на несколько лет вперед. Новые возможности, которые нам открываются, благодаря техническому прогрессу, заставляют нас думать о прибыли в текущем моменте или ближайшем будущем. Возможно, здесь также влияет боязнь перемен, связанных с политикой, ситуацией и взаимоотношениями с другими странами. Мы боимся вкладывать капитал в развитие компании и повышение дохода в относительно рискованном будущем, если есть альтернатива получения прибыли быстро.

2.      В чем проблема освоения Lean отечественным сектором торговли?

Пока в российской среде мало успешных кейсов, например, в отличии от производственного сектора, где Lean внедряется почти 20 лет или от сектора сервиса/услуг, в котором Lean более 12 лет. Без успешных кейсов всплывает проблема, описанная мною в первом вопросе.

3.      Каким образом именно продуктовый ритейл может применить у себя Lean? Не слишком ли это сложно на практике? Вот, например, если брать такой постулат методологии, как «подтягивающее производство», когда каждый новый отдел начинает работать только по запросу другого отдела, производить только то, что действительно нужно прямо сейчас — как это применить к ритейлу?

Вытягивание, в утрированном для базового понимания смысле, сложно применить практически везде, кроме штучного производства под заказ. Поэтому, здесь важно погружаться в методологию полностью, понимая, что для каждой ситуации есть свои подходы. Например, тот же самый инструмент управления запасами и, по сути, вытягиванием «Супермаркет», Таити Оно, считающийся одним из основателей современной концепции Lean, увидел будучи именно в США в обычном супермаркете. После чего транспонировал это на складские запасы.

4.      Зачем нужны такие системы, как Lean, если есть, например, ISO группы 9000 и далее, где многие требования прописаны и весьма похожи на то, что проповедуется бизнес-тренерами от Lean? Например, вовлечение персонала, оптимизация использования ресурса, поддержка высшим руководством и многое другое?

Во-первых, важно не слушать бизнес-тренеров, начитавшихся умных книг, так как достовернее будет самим прочитать их и получить информацию из первоисточника.

Во-вторых, нужно слушать людей с ПРАКТИЧЕСКИМ опытом, тех, кто понимает, как это работает на практике. Это очень важно. Так как мы все очень хорошо понимаем, что есть некоторые особенности нашей страны, не позволяющие брать западный пример и просто копировать его в наших условиях.

Теперь к самому главному.

Lean (а под этим словом я понимаю гораздо больше и включаю в него некоторые смежные понятия) – самый эффективный способ для снижения себестоимости продукции или услуги. По той причине, что именно эта методология позволяет очень оперативно реагировать на изменение рынка. Например, возьмем компанию ZARA, которая является безусловно лидером в своем сегменте. А он, как мы знаем, очень изменчив, и вещь, которая была в тренде, и ее покупали месяц назад, сегодня уже никому не нужна. Находясь в секторе масс-маркета, сложно работать «под заказ», так как время здесь крайне важно: не успел вывести новую коллекцию, клиенты пойдут и купят похожую модель у конкурентов, а когда она окажется у нас на прилавке, не будет никому нужна.

Поэтому у компании Zara очень грамотно и правильно построена система обратной связи с клиентами, которая помогает быстро реагировать на изменение рынка. Под эту же систему построена и поделена на этапы потоковая система производства.

5.      Встречала утверждение, что TWI — это методология, из которой вырос LEAN и к которой все сейчас возвращаются, считая TWI недостающим звеном в системе бережливого производства. Во многих компаниях без TWI программы развития бережливого производства просто не работают. Так ли это на самом деле? Если можно, приведите пример из практики какой-либо компании, которая не смогла подойти к Lean без TWI.

Соглашусь отчасти. Обучение Lean в чистом виде действительно даст слабый эффект. Как я говорил выше – под словом Lean нужно понимать гораздо больше. Для этого вводят понятие «Производственная система», но, из-за привычного звучания, у незнающих складывается ощущение, что речь идет только о производстве. Я предпочитаю выражение «Операционная эффективность». Сюда действительно нужно включать Lean, 6Sigma, TWI, Project management, Мотивацию и вовлечение, построение системы сбалансированных показателей и т. д.

Относительно примера, я конечно, не буду называть бренд, но, поверьте, он знаком большинству читателей. Компания с 2013го года пытается внедрить Lean. Взяли в штат достаточно успешного руководителя на высокую должность. НО у него не было практического опыта применения Lean, хотя теорию знал на отлично. Средний менеджмент не владел управленческими навыками, но спецами в своем сегменте они были замечательными. К чему все это привело: взятый на руководящий пост, Директор по Lean не смог донести важность и пользу этой технологии до всех руководителей среднего звена. А те, кто понял, уже не смогли распространить эти знания и воплотить в жизнь на своем уровне. Результатом стали только красивые картинки и листы аудитов двухмесячной давности. И за все это компания платила не малые деньги.  

6.      Как соотносятся между собой Lean и Agile? В некоторых материалах авторы помещают одну эту область в другую таким образом, что Agile выглядит как ветвь или часть Lean, но мне кажется, что это не так. Каково ваше мнение?

Здесь все просто, Agile – это некоторая трансформация Lean, которая потребовалась с учетом новых технологических решений, новых профессий и видов деятельности. В своем зачаточном состоянии и то и другое очень схоже.

7.      Если посмотреть на предыдущий вопрос шире, то можно ли считать, что все те методологии, о которых стали говорить сначала на Западе, потому у нас, похожи на религии с той точки зрения, с какой обычно говорят: этот человек буддист, этот — зороастриец. Можно ли считать, что эта компания — живет по кайдзену, та компания — «бирюзовая» и так далее? И если да, то как бизнесу выбрать методологию для себя? Ведь мы видим, что от отрасли это зависит всё меньше и меньше.

Нужно исходить из результата. Если мы говорим о том, что нам нужен бизнес-результат (высвобождение капитала, повышение прибыли, завоевание нового сегмента рынка и т.д.), нужно делать систему «под себя». Брать только то, что поможет и нужно. Как это узнать? Изучать кейсы запада, конкурентов, соседей по региону и т. д. Именно это я и называю Операционным совершенством.

Если нам нужно просто отчитаться перед кем-то, что мы начали внедрение (а такого, к сожалению за последние 5 лет я встречаю все больше и больше), берите любую технологию, обучите 80% персонала и размахивайте флагом с надписью Lean/Agile/Scrum/6Sigma и т.д. Флаг будет, результата - нет.

8.      Встречала такую критику современной системы логистики и функционирования ритейла в целом (там сравнивалось преимущества единого командного плана над тем, что есть у нас сейчас). Критика в следующем: если магазины работают по единому плану, то это позволяет единым образом распланировать логистику. То есть грузовики и фуры не будут сновать весь день в произвольном порядке каждый в свою точку по хотению владельца, тем самым перегружая транспортные пути, а будут целенаправленно и каждый в свой час ехать по магазинам: хаос превратится в порядок. В Lean постулируется, что нужно работать точечно, по запросу. Для магазина это может значить, что товар нужно возить по чуть-чуть: нужна сметана 5 банок — везем именно так. Прогноз спроса: 9 банок на завтра — везём 9. Для магазина это хорошо, для логистики — не очень, получается, что грузовики будут еще более точечно ездить, ещё чаще, ещё больше по количеству поездок, но с меньшим за грузом. Так ли это?

Я как раз сейчас работаю с подобной ситуацией. Если бы все было так просто, как Вы описали. Ведь, чтобы эти банки со сметаной оказались на полке ритейлера вовремя, нужно их произвести точно в срок, кроме того нанести на них штрих-код такой, который использует система продавца, а это значит переналадка на производстве. Выгодно ли нам простаивать 30 секунд пока оборудование переключится на новые штрих коды и не производить, допустим, 50 банок сметаны, чтобы потом сделать 5? Я думаю, что нет. Поэтому, казалось бы, в такой вымышленной, а на самом деле очень даже реальной ситуации, важно считать экономику операций, вводить размер минимально допустимой партии, координировать все подобные действия с продажами, логистикой и маркетингом. Одним словом, работать ПОТОКОМ.

При правильной организации такой механизм будет работать как часы. Я своими глазами видел и работал в такой системе США, но об этом расскажу когда-нибудь отдельно, если у Вас будет интерес…

9.      Почему внедрение Lean у продуктового ритейлера может провалиться?

3 основные причины:

·         Обучение персонала ради флага с надписью «Мы внедряем Lean». Никогда не даст результата, только демотивация персонала и неправильное понимание сути Lean.

·         Быстрое необдуманное применение всего подряд. В глазах инициаторов это может выглядеть блицкригом, в глазах персонала и компании очередной безумной идеей руководства.

·         Ориентация на теорию/теоретика. Метод проб и ошибок можно рассматривать, как альтернативу, но в ритейле, где своя специфика и высокие скорости реакции на клиента, такой подход губителен. Самое здравое решение - внедрение вместе с практиками, знающими рынок, среду и специфику.

10. Дайте, пожалуйста, совет: что самое главное для ритейлера, который решил обратиться к Lean? Без чего у него точно ничего не выйдет?

Отличный выбор)

·         Нужно думать стратегически, не бежать впереди паровоза.

·         Всегда ориентироваться на клиента

·         Вовлекать персонал

·         Работать с опытными специалистами-практиками в этой отрасли