Print 9.35 pt 9.35 pt

Дедушка качества: Геничи Тагути

Автор: Наталия Анфёрова
13 января в 14:00

Шил ли Тагути кимоно? Он мог бы, если бы посвятил свою жизнь семейному бизнесу (и мы уверены, что они были бы просто прекрасными), но, к счастью для нас, этот бунтарь качества посвятил свою жизнь идее того, что клиенты заслуживают большего. 

В этом году исполнилось 96 лет со дня рождения Геничи Тагути поистине великого дедушки качества. Г-н Тагути родился в Японии, был инженером и статистиком, известным, прежде всего, тем, что теперь именуется «функцией потерь Тагути» и «методами Тагути». Его идеям аплодировал сам доктор Эдвардс Деминг, при этом они контрастировали с теориями Филипа Кросби двух выдающихся дедушек качества. Его наиболее спорным приложением была функция потерь Тагути.

У Геничи Тагути был принцип, которому он никогда не изменял: он всегда смотрел на качество глазами заказчика. 

Его идея заключалась в том, что чем сильнее продукты отличались от предполагаемого, целевого состояния, тем больше они теряли ценность в глазах покупателя. Читая это сейчас, подобная идея совсем не кажется нам прорывной. Но общепринятый порядок вещей в то время заключалась в том, что если продукт выходил за пределы верхнего или нижнего предела спецификации («целевые границы»), разработанного внутри компании, то он был неисправен. Тагути решил оценивать продукты по кривой (параболической кривой), а не просто маркировать их как «хорошие или плохие». 

Таким образом, его методы «укрепляли» качество продукции перед производством он стремился к уменьшению вариативности и этим делал клиентов счастливыми! 

Отличительной чертой его подхода было то, что он начинал с восходящей стадии разработки продукта. Вместо того чтобы ждать измерения качества в конце производственной линии, он работал с дизайнерами и инженерами, чтобы разработать продукт, который был бы достаточно надежным, чтобы выдержать массовое производство без потерь и вариаций в качестве. Его методика состоит из трех этапов:

  1. Системный дизайн разработка продукта, приносящего пользу клиентам

  2. Дизайн параметров определение того, как продукт должен работать по ключевым показателям

  3. Дизайн с допусками настройка дизайна таким образом, чтобы он мог производиться и быть полезным без увеличения затрат


А ведь изначально он планировал присоединиться к семейному бизнесу по пошиву кимоно. и даже какое-то время

работал над экспериментами по производству пенициллина.

Идеи Геничи Тагути были приняты Toyota и внедрены в методику бережливого производства. Он был удостоен наград в области статистики. Тагути являлся почетным профессором и бунтарем в мире качества, стремившимся изменить правила игры. И ему это удалось. Нам очень повезло, что он есть в нашем семейном древе предков современного мира качества.

 

С Днем Рождения, Геничи Тагути!